Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Интеллектуальная собственность и защита данных

В современную эпоху искусственного интеллекта и стремительного развития технологий, защита интеллектуальной собственности и информации приобрела ключевое значение. Объекты ИС – товарные знаки, патенты, секреты производства – становятся не просто правовой формальностью, а полноценным и зачастую крайне дорогим активом компании. Именно они лежат в основе конкурентоспособности и капитализации бизнеса. Оставить ИС без защиты – все равно что оставить пачку денег на оживленной улице.

Arzinger обеспечивает комплексную защиту ИС и информации. Мы не просто регистрируем права: мы превращаем ваши идеи в капитал, структурируем работу с ИС, выстраиваем стратегическую защиту как на национальном, так и международном рынке. Мы регистрируем товарные знаки, патенты, промышленные образцы; разрабатываем лицензионные (в том числе франчайзинговые) соглашения и договоры уступки в отношении программного обеспечения, SaaS, ноу–хау; структурируем защиту конфиденциальной информации в компании (готовим внутренние политики, NDA), проводим аудит и выстраиваем защиту персональных данных, обучаем сотрудников; защищаем компании от недобросовестной конкуренции: сопровождаем включение объекта ИС в таможенный реестр, сопровождаем в досудебных спорах и в судебных разбирательствах; консультируем по передаче прав на ИС в процессе совершения сделок с активами или в процессе M&A.

Наши юристы – признанные эксперты, квалификация которых подтверждается в том числе свидетельствами Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Мы объединяем глубокое знание белорусского и международного права, учитываем лучшие мировые практики, применяя стратегический подход с акцентом на современные риски глобальной экономики.

Михаил Ходосевич Михаил Ходосевич

Эксперт отрасли

Ассоциированный партнер
Заместить директора

+375 29 3043411 mk@arzinger.by
Клим Сташевский Клим Сташевский

Эксперт отрасли

Партнёр
Директор

+375 29 3043411 ks@arzinger.by
Мария Шайбак Мария Шайбак

Эксперт отрасли

Юрист

+375 29 3043411 msh@arzinger.by
Илона Мищук Илона Мищук

Эксперт отрасли

Юрист

+375 29 3043411 im@arzinger.by
София Борисевич София Борисевич

Эксперт отрасли

Помощник юриста

+375 29 3043411 sb@arzinger.by

События отрасли

Реестр объектов авторского права: что и зачем можно зарегистрировать
Реестр объектов авторского права: что и зачем можно зарегистрировать

По законодательству Беларуси авторское право возникает в силу факта создания произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей (таких, как, например, регистрация). С одной стороны, такой порядок упрощает жизнь авторам, с другой, порождает споры: как доказать свое авторство, особенно в суде?Основное правило: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения.

Судебная практика о том, как авторы доказывали свое авторство на произведения:

  1. чтобы подтвердить свое авторство на стихи, истец предоставил в суд рукописные черновики стихов, скриншот интернет-сайта, мнения кандидатов филологических наук, которые подтверждают, что стихи написаны одним автором (Решение Верховного Суда, дело № 12-01/57-2019);
  2. чтобы подтвердить свое авторство на музыкальное произведение, истец предоставил суду текст песни на
  3. бумажном носителе, MP3 фалл на DVD-RW диске (Решение Верховного Суда, дело № 12-01/54-2019);
  4. в одном деле в качестве доказательств был использован дизайн-проект, представленный суду на бумажном носителе в виде фотореалистических изображений компьютерной графики, чертежей и планов на 15 листах и на цифровом носителе – CD-RW-диске (Решение Верховного Суда, дело № 12-01/72-2020).

Как еще можно доказать свое авторство?

НЦИС ведет Реестр объектов авторского права, в котором содержатся сведения о зарегистрированных и депонированных произведениях. Регистрация и депонирование осуществляются добровольно, а информация о добровольно зарегистрированном объекте авторского права может использоваться в суде наряду с иными доказательствами в отношении спорных произведений.

Процедура осуществляется по заявлению автора на основании договора оказания услуг с НЦИС. Срок оказания услуги – 5 рабочих дней. С прейскурантом можно ознакомиться по ссылке.

Пример:
В марте 2022 г. в Реестре зарегистрировано произведение прикладного искусства и дизайна – дизайн свадебного платья.

Какая польза от регистрации?

Авторы литературных, музыкальных, аудиовизуальных, фотографических произведений, произведений изобразительного и прикладного искусства, произведений науки и т.д. могут заручиться более весомым доказательством своего авторства. В отличие от других доказательств, зачастую имеющих в подобного рода делах субъективный характер или оставляющих большой простор для толкования, регистрация позволит с точностью до дня определить дату, начиная с которой сомнения в авторстве произведения практически полностью нивелируются.

8 сентября 2025
Разъяснены особенности обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью
Разъяснены особенности обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью

Общие правила обработки персональных данных

Вне зависимости от целей обработки, все операторы* должны соблюдать общие принципы обработки персональных данных, включая:

  • ограничить обработку персональных данных достижением конкретных, заранее заявленных законных целей;
  • обеспечить соответствие содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям их обработки;
  • хранить персональные данные в форме, позволяющей идентифицировать субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют заявленные цели обработки персональных данных.

* Напомним, в законодательстве о персональных данных под операторами понимаются государственные органы,белорусские и иностранные организации, физические лица, в том числе ИП, самостоятельно или совместноорганизующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных.

Когда нужно согласие на обработку данных?

Белорусское законодательство допускает случаи, когда оператор вправе обрабатывать персональные данные без согласия субъекта. Некоторые подобные исключения предусмотрены и для трудовой сферы.

Кандидаты на трудоустройство

Отбор кандидатов, как правило, начинается с рассмотрения резюме. Если наниматель получает резюме по электронной почте, то он должен позаботиться о получении согласия на обработку данных соискателя. В иных случаях, отмечает Центр, обработка резюме может попасть в исключение и согласие не понадобится.

Обработка без согласия субъекта может происходить при оформлении трудовых отношений, но только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, например:

  • предъявление документов для заключения трудового договора согласно статье 26 Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • предоставление медицинской справки о состоянии здоровья, если прохождение предварительного медицинского осмотра обязательно;
  • запрос характеристики с предыдущего места работы и др.

Работники

Аналогичное правило применяется и к обработке данных уже нанятых работников в рамках осуществления трудовой деятельности, а также родственников работников. При этом законодательство не всегда устанавливает формы документов или точные перечни данных, которые праве обрабатывать наниматель. В случае, когда компания самостоятельно разрабатывает формы документов, важно соблюдать общие принципы обработки персональных данных и исключить обработку избыточных данных работника.

Помимо прочего, согласие на обработку данных работника не нужно в следующих случаях:

  • заполнение и хранение трудовой книжки, личных дел, табелей использования рабочего времени;
  • выдача расчетных листков, командировочных удостоверений;
  • выплата заработной платы, иных компенсаций;
  • предоставление трудовых отпусков;
  • реализация мер по исполнению нанимателями обязанностей рационально использовать труд и создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени работников (например, ведение телефонных справочников с указанием ФИО, должности, рабочего телефона работников);
  • награждение работников грамотами, благодарностями, занесения на Доску Почета и др.

Передача данных третьим лицам

В некоторых предусмотренных законом случаях передача данных работников, в том числе бывших, также может быть осуществлена без их согласия. Это касается случаев, когда имеет место:

  • предоставление документов и информации по запросу налоговых органов;
  • направление информации при исполнении обязанностей по ведению воинского учета;
  • предоставление сведений для ведения персонифицированного учета;
  • предоставление сведений, необходимых для начисления пенсий, сведений о приеме на работу и увольнении пенсионеров.

Центр подчеркивает, что уполномоченные органы при направлении запроса о предоставлении персональных данных должны указывать правовые основания запроса, цель обработки, содержание и объем запрашиваемых персональных данных, а при необходимости прикладывать форму согласия.

В противном случае нанимать должен получить предварительное согласие работника на передачу его персональных данных.

8 сентября 2025
Евразийский патент на промышленный образец
Евразийский патент на промышленный образец

Протокол является поправкой к Конвенции, учреждающей евразийскую патентную систему. Основное назначение Конвенции – обеспечение возможности получения охраны изобретений на основе единого евразийского патента, действующего на территории всех государств – участников Конвенции. Теперь же получить евразийский патент можно будет и на промышленный образец.

Справочно: в настоящее время участниками Конвенции являются 8 государств – Азербайджанская Республика,Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, РоссийскаяФедерация, Республика Таджикистан, Туркменистан.

Зачем это нужно

Протокол позволит правообладателю получить «зонтичную» охрану прав на промышленный образец во всех странах – участницах Протокола, подав заявку на получение патента лишь единожды. Это не только ускорит всю процедуру, но и позволит экспортерам работать на евразийском пространстве, не боясь нарушения своих прав на промышленную собственность.

Текущий порядок

Напомним, что охрана промышленного образца имеет территориальный характер – это означает, что охрана ограничена той страной или регионом, где правообладатель зарегистрировал промышленный образец.

Сейчас существуют 3 способа обеспечения охраны ваших промышленных образцов за границей:

  1. Национальная процедура: получение охраны путем подачи заявок отдельно в национальные ведомства каждой страны. Более сложный и дорогостоящий способ, т.к. потребуются перевод заявки на национальные языки, уплата пошлин и вознаграждения патентным поверенным;
  2. Региональная процедура: если правообладатель заинтересован в получении правовой охраны в ряде стран, которые являются участницами региональных соглашений, то возможно подать одну заявку. В таком случае охрана будет действовать на территории всех стран регионального соглашения;

Справочно: здесь вы найдете список национальных и региональных ведомств.

  1. Международная процедура: компании, желающие зарегистрировать промышленные образцы в нескольких странах (не являющихся сторонами одного регионального соглашения), могут подать из страны участницы Гаагского соглашения одну международную заявку, и в этом случае промышленный образец может получить охрану в странах по выбору правообладателя.

Что белорусы могут теперь

Протокол предоставляет возможность получить единый евразийский патент на промышленный образец, который будет действовать на территории всех указанных выше государств.

Заявку на выдачу евразийского патента на промышленный образец заявителям нужно будет подать только в свое национальное патентное ведомство (для Беларуси – НЦИС), которое, после ее рассмотрения, перешлет в евразийское ведомство (при условии уплаты евразийской патентной пошлины – размер смотрите на сайте Евразийской патентной организации).

Срок действия евразийского патента на промышленный образец составляет 5 лет с даты подачи евразийской заявки на промышленный образец. Он может продлеваться каждый раз на 5 лет, но в целом не должен превышать 25 лет с даты подачи заявки.

Для Республики Беларусь Протокол вступит в силу через 3 месяца после сдачи депозитарию на хранение акта о присоединении (ориентировочно во втором квартале 2022 года).

8 сентября 2025
Новые подзаконные акты в сфере защиты персональных данных
Новые подзаконные акты в сфере защиты персональных данных

Список стран с надлежащим уровнем защиты прав субъектов персональных данных

Центром установлен список стран, в которые при соблюдении иных необходимых условий можно беспрепятственно передавать обрабатываемые персональные данные. Этот список включает все страны – стороны Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, принятой в г. Страсбурге 28 января 1981 года. Хорошие новости: в перечень таких стран входят все государства Европы, а также некоторые страны вне данного региона, например, Мексика. С другой стороны, США, КНР и Индия не являются сторонами конвенции, поэтому для передачи персональных данных в эти страны необходимо получать специальное согласие субъекта (или использовать иное доступное по закону правовое основание).

Порядок выдачи разрешений на трансграничную передачу персональных данных

Разрешение Центра является одним из оснований для легальной передачи персональных данных на территорию третьих стран, в которых не обеспечивается надлежащий уровень защиты.

Для получения разрешения операторам персональных данных нужно предоставить в Центр заявление о выдаче разрешения по установленной форме и проект договора, которым предполагается оформить трансграничную передачу персональных данных.

Центр в течение месяца оценит документы, по необходимости запросит дополнительные сведения и выдаст разрешение только при условии обеспечения в иностранном государстве защиты прав субъектов персональных данных на уровне не ниже, чем это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Порядок уведомления о нарушениях систем защиты персональных данных

Напомним, что операторы персональных данных обязаны уведомлять Центр о нарушении систем защиты персональных данных незамедлительно, но не позднее 3 рабочих дней после того, как им стало известно о таких нарушениях.

Теперь предусмотрены случаи, когда уведомления направлять не нужно: если нарушения не привели к незаконному распространению, предоставлению персональных данных и изменению, блокированию либо удалению персональных данных без возможности восстановления доступа к ним.

Уведомление должно быть направленно в письменном виде (либо в виде электронного документа) и содержать следующие сведения:

  • информацию об операторе и информацию о лице, ответственном за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных у оператора;
  • дату и время нарушения системы защиты персональных данных;
  • дату и время, когда стало известно о произошедшем нарушении системы защиты персональных данных;
  • описание нарушения системы защиты персональных данных;
  • примерное количество субъектов персональных данных, затронутых нарушением;
  • вероятные неблагоприятные последствия нарушения системы защиты персональных данных.

Классификация информационных ресурсов

Центр подразделил информационные ресурсы на ресурсы, содержащие:

  • общедоступные персональные данные;
  • специальные персональные данные (кроме биометрических и генетических персональных данных);
  • биометрические и генетические персональные данные;
  • персональные данные, не являющиеся общедоступными или специальными.

В зависимости от этого к информационным ресурсам предъявляются различные требования по технической и криптографической защите, определенные Приказом Оперативно-аналитического центра от 20.02.2020 № 66 в новой редакции.

8 сентября 2025
Новый порядок согласования наружной рекламы
Новый порядок согласования наружной рекламы

Напомним, что 6 июля 2021 г. были внесены изменения в некоторые положения законодательства о рекламе. В частности, Декретом №3 предусмотрена обязанность согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве. По мнению законодателя, это поможет предупредить случаи размещения недостоверной или неэтичной рекламы.

Без согласования содержания может быть размещена только реклама, содержащая исключительно следующие сведения:

  • о субъектах хозяйствования, осуществляющих на транспортном средстве перевозку пассажиров и грузов;
  • о владельце транспортного средства;
  • о товарных знаках или знаках обслуживания, используемых для обозначения товаров, работ или услуг указанных лиц;
  • о продаже транспортного средства;
  • о номере телефона диспетчера такси.

Если реклама содержит любую другую информацию, ее придется согласовывать с местными исполнительными органами. Аналогичные положения предлагается внести в Закон Республики Беларусь «О рекламе», проект изменений которого размещен на Правовом форуме и открыт для обсуждения.

В то же время открыто обсуждение и проекта Положения о порядке согласования содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве. Предполагается, что такое согласование станет новой административной процедурой, которая будет осуществляться бесплатно в срок от 5 до 15 рабочих дней. Для согласования необходимо будет предоставить заявление и макет рекламы на бумажном или электронном носителе, для рекламы на транспортном средстве – также фотографию транспортного средства с обозначением места размещения рекламы. Проверка содержания будет производиться на соответствие требованиям Закона Республики Беларусь «О рекламе».


Общественное обсуждение проектов правовых актов продлится до 29 августа. Изменения, внесенные Декретом №3, вступят в силу 7 октября 2020 г.

5 сентября 2025
Рекомендации по определению размера убытков в связи с нарушением исключительного права
Рекомендации по определению размера убытков в связи с нарушением исключительного права

Рекомендации могут использоваться как на стадии претензионной переписки с правонарушителем, так и на стадии разрешения спора в суде, что поможет снизить риски уменьшения судом заявляемых исковых требований к ответчикам. Методические рекомендации универсальны и могут применяться в отношении:

  • объектов авторского права (произведения науки, литературы, искусства, исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания);
  • объектов права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания).

В отношении указанных выше объектов ИС, за исключением фирменных наименований и сортов растений, Методические рекомендации могут использоваться также для расчета суммы компенсации – денежной суммы, конкретный размер которой определяется судом и которая подлежит взысканию при доказанности факта нарушения исключительного права.


Основные принципы взыскания убытков

Размер убытков, согласно общему принципу гражданского права, определяется суммированием в денежном выражении размеров реального ущерба и упущенной выгоды.

Конкретный размер убытков, включая суммы реального ущерба и упущенной выгоды, определяется по согласованию правообладателя и нарушителя, а в случае недостижения согласия – судом на основании представленных доказательств, обосновывающих расчеты убытков.

Если нарушитель получил вследствие нарушения исключительного права на ОИС доход, правомочное лицо вправе требовать от него возмещения наряду с реальным ущербом упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такой доход.

При расчете расходов на восстановление нарушенного исключительного права на ОИС, которые возможно определить и рассчитать в случае признания их судом необходимыми, могут учитываться в том числе:

  • расходы на рекламу товара, содержащего ОИС, размещенную в целях восстановления спроса, который был снижен в связи с нарушением исключительного права;
  • расходы на оплату специалистам по составлению сравнительного анализа формулы изобретения и признаков выпускаемого нарушителем товара с использованием изобретения;
  • расходы на организацию и проведение социологического опроса по спорам о товарных знаках на наличие факта введения потребителя в заблуждение относительно производителя товаров, работ, услуг;
  • расходы, связанные с признанием товарных знаков общеизвестными;
  • расходы по досудебному урегулированию спора и другие.

Кроме расходов на восстановление нарушенного исключительного права на ОИС, в состав расходов правомочного лица входят судебные расходы.


Критерии величины неполученного дохода

При расчете размера упущенной выгоды могут приниматься во внимание критерии, влияющие на величину неполученного дохода правообладателя и (или) лицензиата по договору исключительной лицензии от использования ОИС.

Критерии подразделяются на количественные и качественные. К числу количественных критериев относятся форма и способ использования соответствующего ОИС, например, сообщение объектов авторского права для всеобщего сведения в телекоммуникационных сетях; использование товарного знака в сети Интернет; применение товарного знака на товарах; хранение изделия, содержащего промышленный образец, и другие.

К числу качественных критериев относятся:

  • объем использования, востребованность (популярность, узнаваемость, спрос), срок, территория использования ОИС, например, количество экземпляров ОИС; просмотров; переадресаций; воспроизведений (скачиваний); объем переданных данных; использование в течение длительного срока; использование на территории Республики Беларусь и другие;
  • характер и цели использования ОИС, например, использование является основной или неосновной деятельностью нарушителя; использование нарушителем определенных ОИС или произвольное использование, не связанное с выбором конкретного ОИС; использование ОИС в коммерческих целях; использование на товарах обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками других лиц, с целью введения потребителей в заблуждение и другие;
  • последствия использования ОИС, не имеющие прямого денежного выражения, например, срыв переговоров, срыв заключения новых или изменение условий, расторжение действующих договоров правомочного лица; потеря доли рынка правообладателя и (или) лицензиата по исключительной лицензии; потеря зрительской аудитории (потребителей рекламы), рекламодателей; укрепление деловой репутации нарушителя и другие.

Размер убытков имеет прямо пропорциональную зависимость от количественных критериев. Например, с увеличением объемов использования ОИС, использование его в течение длительного срока, на большей территории, увеличивается и объем нарушения исключительного права на ОИС, и, соответственно, увеличивается размер убытков.

Качественные же критерии могут учитываться во взаимосвязи с количественными критериями, а также иметь самостоятельное значение. В каждом случае влияние качественного критерия на размер убытков определяется правомочным лицом и нарушителем, а в случае, если между ними не достигнуто согласие, – судом на основании представленных доказательств.

Например, использование произведения в сети Интернет, являясь качественным критерием, влияет на количественный критерий территории использования ОИС, изменяя его в сторону увеличения, что влечет увеличение размера убытков.


Особенности объектов авторского права и смежных прав в цифровой форме

При определении размера упущенной выгоды в случае использования объектов авторского права и смежных прав в электронной (цифровой) форме с помощью спутникового, эфирного и кабельного телевидения, в сети Интернет посредством аудиовизуальных сервисов (например, стриминговые сервисы) могут также учитываться следующие количественные критерии:

  • стоимость услуг для пользователей (абонентская плата, подписка);
  • объем переданных данных (скачанного контента);
  • количество воспроизведений (скачиваний), просмотров, переадресовок;
  • количество подписчиков, абонентов и другие критерии.

Потенциальная лицензия

При определении размера убытков во внимание может приниматься особый критерий: стоимость не имевшей место в действительности, а потенциальной лицензии в отношении ОИС того же вида в объеме рассматриваемого нарушения.

Стоимость потенциальной лицензии может быть определена, в том числе, на основании:

  • рыночной стоимости лицензии на использование ОИС того же вида в объеме рассматриваемого нарушения, определенной по результатам независимой оценки;
  • ранее заключенных договоров или направленных оферт потенциальным пользователям в отношении ОИС того же вида в объеме рассматриваемого нарушения;
  • установленных законодательством размеров вознаграждения за использование ОИС;
  • размеров, рекомендованных в соответствующем правовом акте органа государственного управления, проводящего государственную политику, осуществляющего регулирование и управление в сфере охраны прав на ОИС;
  • размеров вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав, установленных локальными правовыми актами правомочного лица и (или) решениями его коллегиальных органов;
  • отчетов и результатов исследований, подготовленных международными и иными организациями в области охраны прав на ОИС.

Частные примеры расчета упущенной выгоды

Реализация товаров с нарушением исключительного права

Размер упущенной выгоды, определяемый исходя из дохода нарушителя, в случае реализации товаров с нарушением исключительного права на ОИС может быть определен по следующей формуле

количество изготовленных и (или) введенных в гражданский оборот с нарушением законодательства экземпляровОИС (контрафактные экземпляры, контрафактные товары) Хрыночная стоимость (в случае возможности ее определения) или установленная нарушителем отпускная ценаодного такого контрафактного экземпляра/товара на дату совершения нарушения

Например, при реализации контрафактных товаров через Интернет-магазин с нарушением исключительного права на товарный знак доход нарушителя будет рассчитываться путем умножения количества проданных контрафактных товаров на отпускную цену, по которой такие товары были реализованы.

Выполнение работ/оказание услуг с нарушением исключительного права

Размер упущенной выгоды, определяемый исходя из дохода нарушителя, в случае выполнения работ и (или) оказания услуг с нарушением исключительного права на ОИС может быть определен путем суммирования дохода от выполнения нарушителем работ/оказания услуг с использованием ОИС всем лицам за период, в течение которого могут быть взысканы убытки.

Например, при оказании услуг по сопровождению и обновлению контрафактной компьютерной программы, в отношении которой нарушителем без разрешения правомочного лица была устранена или изменена информация об управлении правами, либо которая была изготовлена в обход технических средств защиты авторского права или смежных прав, либо которая была переработана без разрешения правомочного лица, доход нарушителя будет рассчитываться путем суммирования дохода, полученного нарушителем от оказания им таких услуг всем лицам за период, в течение которого могут быть взысканы убытки.

5 сентября 2025
Принят закон о персональных данных
Принят закон о персональных данных

Принятие специального закона в сфере персональных данных является значительным событием для Беларуси, так как работа над ним велась с 2017 г., в качестве примера анализировался зарубежный опыт и практика его применения. Поэтому совсем не удивительно, что многие могут увидеть в новом законе сходства с Европейским Общим регламентом о защите персональных данных (известным GDPR), разделившим для многих компаний жизнь на «до» и «после» в части серьезности их отношения к обработке персональных данных.

Однако новый закон ни в коем случае не является калькой GDPR, он учитывает и российский опыт, и, конечно, историю регулирования обработки данных в Беларуси. В частности, ключевой концепцией обработки данных в Беларуси было и остается согласие субъекта персональных данных – физического лица, в отношении которого осуществляется обработка данных, то есть, любого из нас. Зато сейчас прямо предусмотрено, что согласие можно получать не только в письменной, но и в электронной форме, в том числе, через СМС-код или код, направляемый по электронной почте, а также путем проставления «галочки» на сайте.

Вводится понятие оператора персональных данных – это тот, кто собирает и обрабатывает данные (или поручает обрабатывать уполномоченному лицу), то есть компании. Но операторами является не только бизнес, но и государственные органы, и физические лица (в том числе, ИП). Закон не применяется к обработке персональных данных в процессе исключительно личного, семейного, домашнего и иного подобного их использования, не связанного с профессиональной или предпринимательской деятельностью, а также не применяется к государственным секретам. Общие требования о необходимости применения правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных сохраняются, в том числе, обязанность организаций назначить отдел или работника, ответственного за внутренний контроль процессов обработки персональных данных (аналог data protection officer по GDPR). Но такое требование было в законодательстве и раньше. В ближайшие 3 месяца также будет создан специальный государственный орган по защите прав субъектов персональных данных.

А сейчас несколько советов, на что обратить внимание, для сфер, которые значительно затронут эти изменения законодательства.

Банки и ИТ-сфера

Значительную роль в этих сферах обычно играет трансграничная передача персональных данных. Сейчас, по общему правилу, такая передача будет разрешаться только в страны, обеспечивающие надлежащий уровень защиты (списка таких стран пока нет). Но не пугайтесь, из этого правила предусмотрены несколько исключений, среди которых согласие субъекта персональных данных, поэтому вы сможете просто дополнить формы для получения согласия информацией о трансграничной передаче. Однако вы в этом случае обязаны разъяснить субъекту риски, связанные с такой передачей.

Еще один важный момент – многие компании любят собирать и хранить данные «про запас» на случай, если они вдруг начнут развивать новые направления для своих продуктов и услуг. Сейчас такой подход не пройдет: вам нужно получать согласие субъекта для обработки конкретных данных для конкретных целей, и не хранить такие данные дольше, чем необходимо. Каждая новая цель требует нового согласия, если она не подпадает под исключения.

А еще вам стоит обратить внимание на биометрию, если вы используете такие данные в своих продуктах и услугах, потому что сейчас биометрические данные будут относиться к специальным персональным данным, а для них сейчас будет установлен специальный режим обработки. Он, по общему правилу, предусматривает согласие субъекта и обязанность оператора ввести комплекс мер, направленных на предупреждение рисков, которые могут возникнуть при обработке специальных персональных данных для прав и свобод субъектов персональных данных. Какие конкретно меры включаются в такой комплекс, в принятом законе не определено.

Медицинские услуги

Для обработки персональных данных в медицине так же применяются правила, установленные для обработки специальных персональных данных, описанные выше.

При этом есть ряд исключений, под которые подпадает обработка персональных данных при оказании медицинских услуг:

  • согласие на обработку не нужно, если данные обрабатываются в целях организации оказания медицинской помощи. При этом обязательными условиями является обработка данных медицинским, фармацевтическим или иным работником здравоохранения, на которого возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и в соответствии с законодательством распространяется обязанность сохранять врачебную тайну;
  • возможна обработка специальных данных без согласия для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или иных лиц.

Журналисты и фотографы

По общему правилу, необходимость получать согласие субъектов персональных данных есть и у журналистов, и у фотографов.

Фотографов теперь касается необходимость получения согласия на обработку изображения человека, в том числе, передачу изображения третьим лицам, так как изображение лица является биометрическими (то есть, снова специальными) персональными данными.

Для журналистов есть исключение – персональные данные можно обрабатывать без согласия при осуществлении законной профессиональной деятельности журналиста, СМИ и издательской организации, направленной на защиту общественного интереса, представляющего собой потребность общества в обнаружении и раскрытии информации об угрозах национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения и окружающей среде, информации, влияющей на выполнение своих обязанностей государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, общественными деятелями. К таким исключениям не относятся случаи, предусмотренные гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством и законодательством, определяющим порядок административного процесса.


Приведенные примеры и рекомендации, безусловно, не являются исчерпывающими. До вступления в силу основных положений нового закона остается 6 месяцев, поэтому рекомендуем всем компаниям провести внутренний аудит процессов обработки данных и продумать план действий по приведению этих процессов в соответствие с новым законом.

5 сентября 2025
Договор о товарных знаках ЕАЭС вступил в силу
Договор о товарных знаках ЕАЭС вступил в силу

Договор вводит понятия «товарный знак Союза» и «наименование места происхождения товара Союза» и оформляет создание соответствующих единых реестров объектов интеллектуальной собственности в ЕАЭС. Главным нововведением Договора и его основным механизмом является принцип «одного окна»: подав одну заявку на товарный знак или наименование места происхождения товара в любое из национальных патентных ведомств, можно обеспечить правовую охрану объекта ИС на всей территории Союза.

Договор устанавливает базовые требования к заявке на регистрацию товарного знака, проведению предварительной экспертизы и основной экспертизы товарного знака и определению приоритета товарного знака. В отношении мест происхождения товара Договор устанавливает специальный порядок обмена между странами ЕАЭС перечнями зарегистрированных до вступления в силу Договора мест происхождения товаров. После того, как этот обмен завершится, любой национальный правообладатель места происхождения товара может подать ходатайство в свое национальное патентное ведомство и, при условии уплаты пошлин, зарегистрировать место происхождения товара в Едином реестре.


Более детальное регулирование процесса регистрации объектов ИС, оформления документов и ведения Единых реестров будет отражено в инструкции, которая должна быть утверждена Советом ЕЭК в течения 3 месяцев с даты вступления в силу Договора.

5 сентября 2025
Маркировка товаров по новым правилам
Маркировка товаров по новым правилам

Новая система

Указ №9 регламентирует создание государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, которая будет являться частью системы, предусмотренной Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Положением о системе предусмотрена возможность обмена данными на территории ЕАЭС, а для наибольшего соответствия законодательству Союза введена норма, согласно которой при расхождении правил, установленных законодательством Республики Беларусь и ее международными договорами или Решениями ЕЭК, применяются последние.

Как и ранее, РУП «Издательство «Белбланкавыд» продолжает быть ответственным за реализацию средств маркировки, и теперь является владельцем и оператором системы маркировки и будет заниматься ее обслуживанием. Ответственным за изготовление средств маркировки остается Министерство финансов.

Новые средства маркировки

Вместо уже привычного названия «контрольные (идентификационные) знаки», Указ №9 вводит новые термины – унифицированные контрольные знаки (УКЗ) и средства идентификации (СИ).

Отличие УКЗ от контрольных (идентификационных) знаков скорее формальное: новая система – новые знаки, но в целом процедура приобретения и применения остается прежней. Разработчики изменений уверяют, что переход на новую систему сделает маркировку доступнее, так как унифицированные знаки будут стоить дешевле за счет больших объемов выпуска. Напомним, что ранее контрольные знаки отличались в зависимости от товарной позиции, происхождения товара, его номинала и, соответственно, имели разные тиражи.

СИ — это уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, предназначенная для идентификации экземпляров товаров. Например, она может быть представлена в виде штрихкода или записана на радиочастотную RFID-метку, уже знакомую производителям меховых изделий.

Отмечаем, что правила возврата после приобретения для УКЗ и СИ различаются. Если неиспользованные УКЗ вернуть можно в течение трех месяцев со момента покупки, то технология создания СИ не предусматривает возможность их возврата.

Порядок маркировки УКЗ аналогичен порядку маркировки, знакомому субъектам, уже пользовавшимся контрольными знаками, а порядок маркировки товаров СИ схож с маркировкой меховых изделий и вкратце выглядит следующим образом:

  1. Зарегистрироваться в системе маркировки.
  2. Занести информацию о товаре в Банк электронных паспортов товаров.
  3. Приобрести СИ (или код маркировки – цифровое представление символов средства идентификации) у оператора системы маркировки.
  4. Одним из выбранных способов промаркировать товары СИ.
  5. Передать в систему маркировки информацию о маркировке товаров СИ.

Товары, подлежащие маркировке

Ранее товары, подлежащие маркировке, содержались в двух перечнях товаров: информация о которых подлежит и информация о которых не подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров».

После вступление в силу изменений они станут Перечнем товаров, подлежащих маркировке УКЗ и Перечнем товаров, подлежащих маркировке СИ, соответственно. Информация о товарах из второго перечня, как и ранее, подлежит записи в «Банк данных электронных паспортов товаров». Обязанность по утверждению перечней возложена на Совет Министров.

Изменения в процедуре

Процедура маркировки в целом осталась неизменной, однако появился ряд нововведений, облегчающих ее проведение. Среди них следующие:

  • не требуется предоставлять в налоговые органы отчеты по использованным средствам маркировки и об объемах производства, ввоза, реализации, использования промаркированных товаров. Теперь эта информация должна направляться напрямую в систему;
  • приобретение УКЗ будет происходить напрямую у оператора системы маркировки, без предварительного размещения заявки в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции;
  • в некоторых случаях разрешается проведение маркировки товаров на уполномоченных складах, список которых будет утвержден Совмином.

Изменения, предусмотренные Указом №9, вступают в силу через 6 месяцев после официального опубликования, что позволит субъектам хозяйствования успеть адаптироваться к новым правилам. До начала действия изменений Совмин должен представить новые перечни товаров, подлежащих маркировке, а также другие требования к системе, включая стоимость и порядок оборота УКЗ.

5 сентября 2025
Введена административная ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных
Введена административная ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных

Для удобства мы приводим ее текст ниже.

Статья 23.7. Нарушение законодательства о защите персональных данных

  1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, – влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (БВ)*.
  2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, – влекут наложение штрафа в размере от 4 до 100 БВ.
  3. Умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц – влечет наложение штрафа в размере до 200 БВ.
  4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц – влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя – от 10 до 25 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 50 БВ.

*Справочно: 1 БВ = 29 бел. руб. = 9,35 EUR

Обращаем ваше внимание на то, что п. 4 вводит ответственность за непринятие мер защиты персональных данных. Напоминаем, что такие меры могут быть правовыми (например, политики обработки персональных данных, договоры с сотрудниками и контрагентами), техническими (например, обработка в аттестованных ОАЦ системах, пароли, файрволы) и организационными (например, предоставление доступа к персональным данным только для одного отдела/отдельных сотрудников).


Новая норма Кодекса максимально широкая, поэтому важно по-прежнему уделять большое внимание процессам внутри компании, которые связаны с обработкой и защитой персональных данных.

5 сентября 2025

Написать нам

Надо текст. информацию только про актуальные новости и мероприятия

Написать нам

Надо текст. информацию только про актуальные новости и мероприятия