Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Fishman Group
Оказана комплексная юридическая поддержка в данном проекте начиная с переговоров с местными властями для защиты интересов инвестора по инвестиционному договору и заканчивая правовым анализом и подготовкой всех необходимых документов для осуществления строительства.
Инвестиционный договор, который клиент заключил для реализации данного проекта, стал третьим инвестиционным договором в истории суверенной Беларуси.
LLC KSK Invest
Главное
Разнообразный и богатый опыт говорит нам, что семантический разбор внешних противодействий способствует повышению качества соответствующих условий активизации. Прежде всего, синтетическое тестирование напрямую зависит от форм воздействия. Задача организации, в особенности же реализация намеченных плановых заданий требует определения и уточнения прогресса профессионального сообщества. И нет сомнений, что тщательные исследования конкурентов, инициированные исключительно синтетически, указаны как претенденты на роль ключевых факторов.

Задачи/Цели проекта
- Защита прав акционеров компании.
- Представительство в суде по спору с государственными органами.
- Разработка стратегии защиты перед международными партнёрами.

Реализация
- Полное восстановление прав акционеров.
- Успешное завершение судебного разбирательства в пользу клиента.
- Создание прецедента для аналогичных дел.
Fishman Group
Оказана комплексная юридическая поддержка в данном проекте начиная с переговоров с местными властями для защиты интересов инвестора по инвестиционному договору и заканчивая правовым анализом и подготовкой всех необходимых документов для осуществления строительства.
Инвестиционный договор, который клиент заключил для реализации данного проекта, стал третьим инвестиционным договором в истории суверенной Беларуси.
LLC KSK Invest
Главное
Разнообразный и богатый опыт говорит нам, что семантический разбор внешних противодействий способствует повышению качества соответствующих условий активизации. Прежде всего, синтетическое тестирование напрямую зависит от форм воздействия. Задача организации, в особенности же реализация намеченных плановых заданий требует определения и уточнения прогресса профессионального сообщества. И нет сомнений, что тщательные исследования конкурентов, инициированные исключительно синтетически, указаны как претенденты на роль ключевых факторов.

Задачи/Цели проекта
- Защита прав акционеров компании.
- Представительство в суде по спору с государственными органами.
- Разработка стратегии защиты перед международными партнёрами.

Реализация
- Полное восстановление прав акционеров.
- Успешное завершение судебного разбирательства в пользу клиента.
- Создание прецедента для аналогичных дел.
События отрасли

Так, если договор государственной закупки был расторгнут по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком / исполнителем), то заказчик может приобрести товары (работы / услуги) ежедневной или еженедельной потребности. К таким товарам (работам / услугам) Совет Министров относит топливную древесину, услуги в области лесного хозяйства, пищевые продукты, напитки, бумажные изделия хозяйственно-бытового назначения и туалетные принадлежности, лекарственные средства, нефтепродукты, услуги по продаже электроэнергии и др. Важно заметить, что к такой закупке применимы 2 условия:
- закупка должна производится из одного источника;
- объем приобретаемых товаров (работ/услуг) – в размере двухмесячной потребности.
Ограничено включение в список поставщиков (подрядчиков / исполнителей), временно не допускаемых к участию в государственных закупках. Так, включение в этот список не производится, если договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком / исполнителем) расторгнут в связи с:
- возникновением обстоятельств непреодолимой силы. Как мы помним, в Беларуси такие обстоятельства засвидетельствует БелТПП, зарубежом – уполномоченный орган;
- изменением курса белорусского рубля к одной из иностранных валют из корзины валют, установленных Нацбанком, более чем на 20% по сравнению с курсом, действовавшим на дату подачи предложения участником-победителем, проведения торгов (в случае электронного аукциона), заключения договора (в случае закупки из одного источника). При этом поставщик (подрядчик / исполнитель) обязан обосновать влияние такого обстоятельства на возможность исполнения им договора государственной закупки;
Совет Министров наделен правом определять специальный порядок осуществления государственных закупок.
Все указанные меры действуют с 26 апреля 2020 г. до особого решения Президента Республики Беларусь.
Новое в сфере трудовых отношений
Указом предоставлено право Нанимателю временно и без согласия работника осуществлять перевод к другому нанимателю или в другое структурное подразделение. Такой перевод возможен на срок до 3 месяцев (больший срок по согласованию с работником) в случае производственной необходимости, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической обстановки на деятельность Нанимателя. Изменять существенные условия труда наниматель может предупредив работника письменно за 1 календарный месяц. Следует отметить, что косвенно установлен запрет на уменьшение размера оплаты труда работников в связи с влиянием эпидемиологической обстановки.
Ограничивая возможности компаний из «недружественных» стран по принудительному взысканию долгов с белорусских должников, Указ при этом не запрещает путем уступки требования, не требующей по общему правилу согласия должника, произвести замену кредитора на резидента страны «дружественной», который под ограничения Указа №137 подпадать не будет. И хотя мы допускаем, что в будущем может появиться прямой или косвенный запрет на такие действия (например, в Указ будут внесены изменения), сегодня такого запрета нет, а значит такая опция может рассматриваться иностранными компаниями.
На что надо обратить внимание?
Валютное регулирование и ограничения
С уступкой требования может быть связана необходимость регистрации договора уступки права требования как валютного договора (при уступке требования нерезиденту, которое ≥ 4000 БВ, что на 27.04.2022 составляет около 45,5 тыс. EUR) или информирование Нацбанка о произошедшей уступке резиденту по уже зарегистрированному валютному договору (не позднее 15 числа месяца, следующего за уступкой). Следует также помнить про ограничения на расчеты в иностранной валюте между резидентами.
Грамотный выбор момента замены стороны
В частности, замена кредитора на стадии исполнительного производства может быть невозможна, так как следуя положениям Указа № 137 судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство после его возбуждения в пользу резидента «недружественной» страны.
Положения договора
Перед уступкой требования необходимо проверить, нет ли ограничений на этот счет согласно положениям договора или применимого законодательства. Напомним, что исходя из белорусских коллизионных нормсфера действия применимого права охватывает в том числе уступку требований в связи с договором.

На кого распространяется Указ №137?
Приостановление касается только исполнительных документов, выданных в пользу резидентов «недружественных» иностранных государств.
Список «недружественных» иностранных государств установлен Постановлением Совета Министров №209 и включает Австралию, все государства - члены ЕС, Канаду, Лихтенштейн, Норвегию, Новую Зеландию, Албанию, Исландию, Македонию, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Черногорию, Швейцарию.
Под понятие «резидент» для целей Указа №137 подпадают:
– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Беларуси + их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;
– ИП, зарегистрированные в иностранных государствах;
– организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Беларуси + их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;
– диппредставительства, консульские учреждения и иные представительства иностранных государств, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;
– международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами.
Какие исполнительные документы затронуты?
Указ никак не ограничивает виды исполнительных документов, на которые он распространяется. Соответственно, приостановление согласно Указу, скорее всего, касается всех видов исполнительных документов, включая судебные приказы, определения суда о судебном приказе, исполнительные надписи нотариусов.
Также, исходя из Указа, приостановление распространяется как на исполнительные документы, выданные до вступления в силу Указа, так и после.
Что подразумевает приостановление согласно Указу №137
Указом прямо установлено, что:
– банки и НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банки) отказывают в приеме платежных требований, оформленных на основании исполнительных документов, при отсутствии акцепта плательщика;
– платежные требования, направленные в банки для исполнения (обработки) до даты вступления в силу Указа, отзываются либо их исполнение приостанавливается в установленном законодательством порядке.
Не вполне ясным с точки зрения содержания Указа остается вопрос о приостановлении исполнительных производств, возбужденных в пользу резидентов «недружественных» иностранных государств. Полагаем, что такие исполнительные производства также будут приостанавливаться в порядке, предусмотренном законом «Об исполнительном производстве» (т.е. судебный исполнитель приостановит исполнительное производство и прекратит взыскание задолженности в пользу резидента «недружественной» страны).
Важные для иностранных взыскателей выводы:
– Указ не запрещает замену кредитора – резидента «недружественной» страны на иного кредитора, на которого Указ не распространяется. В связи с этим, например, резидент «недружественной» страны может уступить свое право требования к своему дочернему предприятию из России, которая в перечень «недружественных» стран не включена (и вряд ли будет). Однако мы допускаем, что впоследствии государственным органами могут быть предоставлены дополнительные разъяснения или принят детализирующий акт законодательства, ограничивающие такую возможность;
– Указ не предусматривает запрет на расчеты должника с кредитором – резидентом «недружественной» страны. Иными словами, должники все еще могут добровольно погашать задолженность в пользу резидентов «недружественных» стран;
– резиденты «недружественных» стран все еще могут обращаться в суд, арбитраж, к нотариусу для взыскания долга и получения исполнительного документа;
– Указ не запрещает возбуждение исполнительных производств в пользу резидентов «недружественных» стран (хотя после возбуждения исполнительное производство должно быть приостановлено). Возбуждение исполнительного производства в таких обстоятельствах может быть необходимо для того, чтобы стать в очередь должников, прервать срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
– приостановление согласно Указу не распространяется на исполнительные документы, выданные в пользу физических лиц.
Основные новшества, которые вступят в силу через три месяца после официального опубликования этого Указа, заключаются в следующем:
1. Разработка и утверждение предпроектной (предынвестиционной) документации будет требоваться не только на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, но и на капитальный ремонт, техническую модернизацию, благоустройство, снос объектов.
2. До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, техническую модернизацию, благоустройство, снос объектов заказчик (застройщик), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, заказчик (застройщик) должен:
А) назначить руководителя (управляющего) проектом по строительству объекта из числа работников соответствующей квалификации;
либо
Б) привлечь инженерную организацию (инженера), в том числе с соблюдением требований законодательства о государственных закупках исходя из планируемых источников и объемов финансирования, предусмотренных в предпроектной (предынвестиционной) документации.
Справочно: Работник может быть назначен руководителем (управляющим) проекта только при наличии аттестата, подтверждающего его квалификацию, выдаваемого в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.
3. На сельскохозяйственные организации, осуществляющие хозяйственным способом возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, техническую модернизацию, благоустройство, снос объектов сельскохозяйственного назначения второго–пятого классов сложности требование о назначении руководителя (управляющего) проектом или привлечении инженерной организации не распространяется.
4. Указом № 120 определено содержание предпроектной (предынвестиционной) документация на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, относимых к первому–четвертому классам сложности, а также установлен перечень объектов, для которых допускается разрабатывать и утверждать предпроектную (предынвестиционную) документацию в сокращенном объеме (в форме задания на проектирование): объекты сельскохозяйственного назначения второго–четвертого классов сложности, осуществляемые хозяйственным способом сельскохозяйственными организациями, объекты обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды и др.
5. Определен порядок выбора заказчиком (застройщиком) технологического оборудования: технологическое оборудование выбирается заказчиком (застройщиком) до начала разработки проектной документации на стадии предпроектной (предынвестиционной) документации и определяется в составе раздела обоснования инвестиций, устанавливающего основные технологические решения. Если по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации заказчик (застройщик) принимает решение о целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций в строительство объектов предпроектная (предынвестиционная) документация может являться основанием для проведения заказчиком (застройщиком) в установленном порядке закупки технологического оборудования для объекта (в том числе с фактической поставкой такого оборудования на объект в соответствии с заключенным договором и графиком поставки). В случае заключения договора строительного подряда закупка технологического оборудования осуществляется заказчиком с передачей его подрядчику в соответствии с графиком поставки материальных ресурсов, являющимся неотъемлемой частью договора строительного подряда.
Справочно: Для целей настоящего Указа под технологическим оборудованием понимаются машины, аппараты, установки, оборудование, включая специальное оборудование (оснастку), медицинская техника, используемые для обеспечения выполнения производственных процессов в соответствии с технологией и функциональным назначением объекта и (или) осуществляющие автоматическое управление технологическими процессами. К технологическому оборудованию не относятся мебель, инвентарь, оргтехника, специальный инструментарий, игровое оборудование и иные сопутствующие принадлежности бытового назначения, необходимые для осуществления конкретной деятельности на созданном объекте.».
6. Указом № 120 также внесены некоторые изменения в части регулирования строительства жилых домов для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

16 марта 2022 года IT компании Беларуси получили соответствующие разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В разъяснении отмечено, что несмотря на то, что требование о расторжении трудовых отношений в случае выезда дистанционного работника за границу законодательством о труде не установлено, данный вопрос относится к компетенции сторон трудового договора. Так, стороны могут ограничить дистанционную работу территорией Республики Беларусь.
Если ограничение договором не закреплено, работник может выполнять дистанционную работу, находясь за пределами Республики Беларусь.
На дату настоящей публикации в официальном комментарии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь речь идет о том, что трудовые отношения, возникшие на территории Республики Беларусь, осуществляются также на ее территории, за исключением случаев направления в служебную командировку либо на работу в учреждения Республики Беларусь за границей (в дипломатические, торговые и постоянные представительства, консульские учреждения и другие). В качестве правового обоснования Министерство ссылается на ст. 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) и п.1 ст. 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
Следовательно, впервые озвучена позиция, допускающая выполнение работы дистанционно, находясь за пределами Республики Беларусь.
Прием на дистанционную работу:
Для заключения трудового договора с дистанционным работником необходимо его личное присутствие по месту нахождения нанимателя. Не допускается заключение трудового договора удаленно, обмениваясь электронными документами, или через представителя по доверенности.
Помимо стандартных обязательных условий, трудовой договор, заключаемый с дистанционным работником, должен включать:
- условие о том, что работа является дистанционной;
- порядок и сроки обеспечения работника оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иным средствами (далее - оборудование);
- размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование оборудования, если оно арендовано или принадлежит работнику, а также порядок возмещения иных расходов, связанных с выполнением дистанционной работы;
- способы и периодичность рабочих контактов работника и нанимателя (в т.ч. порядок и сроки представления отчёта о выполненной работе);
- условия обмена электронными документами и сообщениями в электронном виде (в т.ч. СМС, файлами и записями).
Переход работника на дистанционную работу возможен:
- По соглашению сторон. Инициатива может исходить как от работника, так и от нанимателя, требуется заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.
- В одностороннем порядке. Статья 32 ТК закрепляет право нанимателя предложить работнику выполнение работы дистанционно в одностороннем порядкев связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Продолжение работы с изменившимися существенными условиями труда требует согласия работника с последующим заключением дополнительного соглашения к трудовому договору. В случае отказа трудовой договор прекращается.
Подводя итоги, отметим следующее:
- Работник может выполнять дистанционную работу, находясь за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено трудовым договором.
- Нарушение работником требования трудового договора о выполнении обязанностей в пределах Республики Беларусь может стать основанием для увольнения по инициативе нанимателя.
- Личное присутствие работника по месту нахождения нанимателя при заключении трудового договора с условием о дистанционной работе обязательно.
- При дистанционной работе трудовой договор должен содержать дополнительный список условий.
Переход работника на дистанционную работу возможен либо по соглашению сторон, либо через процедуру изменения существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинам (ст. 32 ТК).
Мы внимательно следим за развитием ситуации и просим уведомить нас, если вам нужны более подробные
разъяснения по механике нового регулирования и ответы на вопросы, интересующие конкретно вас.
Указ содержит как ряд мер, направленных на поддержание белорусской экономики и бизнеса в сложных условиях, так и ответные ограничения в отношении лиц государств, совершающих недружественные действия*.
*Перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских
юридических и физических лиц будет определен Советом Министров Республики Беларусь.
Указ №93 содержит перечень инструментов, к которым Правительство может прибегать в случае необходимости для стабилизации экономической ситуации и минимизации негативных последствий ограничительных мер, например:
- изменение размера отчислений резидентов ПВТ в пользу администрации ПВТ (на данный момент составляет 1% от выручки);
- предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе в индивидуальном порядке;
- продление до 3 лет сроков и условий реализации инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;
- изменение ставок консульского сбора в отношении некоторых консульских действий.
Помимо этого, Указ предоставляет право государственным органам принимать меры в отношении лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и физических лиц, включая (перечень не исчерпывающий):
- ведение штрафных санкций/сборов за досрочное расторжение договоров аренды (лизинга), кредитных договоров, договоров займа, аналогичных соглашений, инициированное такими лицами;
- приостановление исполнения международных соглашений Беларуси об избежании двойного налогообложения;
- изменение ставок налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, при выплате в пользу иностранных организаций из государств, совершающих недружественные действия. Такой порядок может применяться к роялти, долговым обязательствам, дивидендам, а также к доходам от отчуждения недвижимости в Беларуси, предприятия как имущественного комплекса, ценных бумаг, долей в уставном фонде белорусских организаций (а также доходов, выплачиваемых участнику при выходе из такой организации);
- запрет на отчуждение лицами из государств, совершающих недружественные действия, долей (акций) в уставных фондах юридических лиц Республики Беларусь;
- разрешение исполнения обязательств в национальной валюте (белорусских рублях) перед иностранными кредиторами в случае принятия в отношении Республики Беларусь недружественных мер, сопровождающихся приостановкой финансирования и реализации проектов или отсутствием технической возможности проведения расчетов в иностранной валюте.
Полномочия государственных органов, предоставленные Указом, не означают, что все эти меры будут приняты и при этом одномоментно: вполне вероятно, что Советом Министров будут применяться точечные меры реагирования в зависимости от дальнейшего развития ситуации.
Практика применения ответных мер будет формироваться на основании подзаконных актов Совета Министров, которые на данный момент либо не подписаны, либо не опубликованы. Бизнесу в данном случае рекомендуем совместно с белорусскими юристами взвешенно оценить нормативную базу и механику действия Указа до принятия важных бизнес-решений.
Справочно. С 1 января 2014 года начала действовать единая система судов общей юрисдикции, в которой были объединены общие и экономические суды.
Создан единый процессуальный регламент
Аналогично по структуре ГПК и ХПК, КГС состоит из Общей и Особенной частей.
В Общей части находятся единые общие положения: единая терминология; единый порядок представления доказательств; единый порядок доказывания и др.
В Особенной части расположены единые правила возбуждения производства по делу, единые правила пересмотра судебных постановлений и др.
При обжаловании судебных постановлений предусматривается переход всех судов к пересмотру судебных постановлений в трех судебных инстанциях: апелляционной, кассационной, надзорной.
Функции апелляционных инстанций экономических судов передаются вновь учреждаемому единому для всей Беларуси Апелляционному экономическому суду. При этом, среди прочего, вводится возможность апелляционного порядка пересмотра решений Верховного Суда Республики Беларусь.
В ГКС, наряду с созданием единого процессуального регламента, появились новшества, среди которых можно выделить:
Расширение способов примирения
В КГС расширен перечень способов примирения по делам искового производства:
- примирение сторон при содействии медиатора;
- урегулирование спора путем переговоров сторон при содействии их адвокатов.
Также закреплена возможность и способы примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Новый институт коллективных исков
Институт коллективных исков является новым и предусматривает:
- наличие общего по отношению к каждому члену группы ответчика;
- общие либо однородные права и законные интересы членов группы в качестве предмета спора;
- права и законные интересы членов группы лиц и обязанности ответчика основаны на схожих фактических обстоятельствах;
- всеми членами группы лиц используется одинаковый способ судебной защиты.
Новый вид гражданского судопроизводства
В проекте КГС появляется новый вид гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом без проведения судебного заседания и вызова сторон в тридцатидневный срок после возбуждения производства по делу. Круг дел, которые можно рассмотреть в порядке упрощенного производства, ограничен ценовым порогом. Цена иска для граждан не должна превышать 300 базовых величин, для юридических лиц – 1000 базовых величин.
Таким образом, КГС можно назвать продолжением создания единой системы судов общей юрисдикции, где наряду с созданием единого процессуального регламента рассмотрения гражданских и экономических дел введен ряд новшеств как для ГПК, так и для ХПК.
Справочно. С 1 января 2014 года начала действовать единая система судов общей юрисдикции, в которой были объединены общие и экономические суды.
Создан единый процессуальный регламент
Аналогично по структуре ГПК и ХПК, КГС состоит из Общей и Особенной частей.
В Общей части находятся единые общие положения: единая терминология; единый порядок представления доказательств; единый порядок доказывания и др.
В Особенной части расположены единые правила возбуждения производства по делу, единые правила пересмотра судебных постановлений и др.
При обжаловании судебных постановлений предусматривается переход всех судов к пересмотру судебных постановлений в трех судебных инстанциях: апелляционной, кассационной, надзорной.
Функции апелляционных инстанций экономических судов передаются вновь учреждаемому единому для всей Беларуси Апелляционному экономическому суду. При этом, среди прочего, вводится возможность апелляционного порядка пересмотра решений Верховного Суда Республики Беларусь.
В ГКС, наряду с созданием единого процессуального регламента, появились новшества, среди которых можно выделить:
Расширение способов примирения
В КГС расширен перечень способов примирения по делам искового производства:
- примирение сторон при содействии медиатора;
- урегулирование спора путем переговоров сторон при содействии их адвокатов.
Также закреплена возможность и способы примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Новый институт коллективных исков
Институт коллективных исков является новым и предусматривает:
- наличие общего по отношению к каждому члену группы ответчика;
- общие либо однородные права и законные интересы членов группы в качестве предмета спора;
- права и законные интересы членов группы лиц и обязанности ответчика основаны на схожих фактических обстоятельствах;
- всеми членами группы лиц используется одинаковый способ судебной защиты.
Новый вид гражданского судопроизводства
В проекте КГС появляется новый вид гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом без проведения судебного заседания и вызова сторон в тридцатидневный срок после возбуждения производства по делу. Круг дел, которые можно рассмотреть в порядке упрощенного производства, ограничен ценовым порогом. Цена иска для граждан не должна превышать 300 базовых величин, для юридических лиц – 1000 базовых величин.
Таким образом,КГС можно назвать продолжением создания единой системы судов общей юрисдикции, где наряду с созданием единого процессуального регламента рассмотрения гражданских и экономических дел введен ряд новшеств как для ГПК, так и для ХПК.

Общие правила обработки персональных данных
Вне зависимости от целей обработки, все операторы* должны соблюдать общие принципы обработки персональных данных, включая:
- ограничить обработку персональных данных достижением конкретных, заранее заявленных законных целей;
- обеспечить соответствие содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям их обработки;
- хранить персональные данные в форме, позволяющей идентифицировать субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют заявленные цели обработки персональных данных.
* Напомним, в законодательстве о персональных данных под операторами понимаются государственные органы,белорусские и иностранные организации, физические лица, в том числе ИП, самостоятельно или совместноорганизующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных.
Когда нужно согласие на обработку данных?
Белорусское законодательство допускает случаи, когда оператор вправе обрабатывать персональные данные без согласия субъекта. Некоторые подобные исключения предусмотрены и для трудовой сферы.
Кандидаты на трудоустройство
Отбор кандидатов, как правило, начинается с рассмотрения резюме. Если наниматель получает резюме по электронной почте, то он должен позаботиться о получении согласия на обработку данных соискателя. В иных случаях, отмечает Центр, обработка резюме может попасть в исключение и согласие не понадобится.
Обработка без согласия субъекта может происходить при оформлении трудовых отношений, но только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, например:
- предъявление документов для заключения трудового договора согласно статье 26 Трудового кодекса Республики Беларусь;
- предоставление медицинской справки о состоянии здоровья, если прохождение предварительного медицинского осмотра обязательно;
- запрос характеристики с предыдущего места работы и др.
Работники
Аналогичное правило применяется и к обработке данных уже нанятых работников в рамках осуществления трудовой деятельности, а также родственников работников. При этом законодательство не всегда устанавливает формы документов или точные перечни данных, которые праве обрабатывать наниматель. В случае, когда компания самостоятельно разрабатывает формы документов, важно соблюдать общие принципы обработки персональных данных и исключить обработку избыточных данных работника.
Помимо прочего, согласие на обработку данных работника не нужно в следующих случаях:
- заполнение и хранение трудовой книжки, личных дел, табелей использования рабочего времени;
- выдача расчетных листков, командировочных удостоверений;
- выплата заработной платы, иных компенсаций;
- предоставление трудовых отпусков;
- реализация мер по исполнению нанимателями обязанностей рационально использовать труд и создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени работников (например, ведение телефонных справочников с указанием ФИО, должности, рабочего телефона работников);
- награждение работников грамотами, благодарностями, занесения на Доску Почета и др.
Передача данных третьим лицам
В некоторых предусмотренных законом случаях передача данных работников, в том числе бывших, также может быть осуществлена без их согласия. Это касается случаев, когда имеет место:
- предоставление документов и информации по запросу налоговых органов;
- направление информации при исполнении обязанностей по ведению воинского учета;
- предоставление сведений для ведения персонифицированного учета;
- предоставление сведений, необходимых для начисления пенсий, сведений о приеме на работу и увольнении пенсионеров.
Центр подчеркивает, что уполномоченные органы при направлении запроса о предоставлении персональных данных должны указывать правовые основания запроса, цель обработки, содержание и объем запрашиваемых персональных данных, а при необходимости прикладывать форму согласия.
В противном случае нанимать должен получить предварительное согласие работника на передачу его персональных данных.

Список стран с надлежащим уровнем защиты прав субъектов персональных данных
Центром установлен список стран, в которые при соблюдении иных необходимых условий можно беспрепятственно передавать обрабатываемые персональные данные. Этот список включает все страны – стороны Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, принятой в г. Страсбурге 28 января 1981 года. Хорошие новости: в перечень таких стран входят все государства Европы, а также некоторые страны вне данного региона, например, Мексика. С другой стороны, США, КНР и Индия не являются сторонами конвенции, поэтому для передачи персональных данных в эти страны необходимо получать специальное согласие субъекта (или использовать иное доступное по закону правовое основание).
Порядок выдачи разрешений на трансграничную передачу персональных данных
Разрешение Центра является одним из оснований для легальной передачи персональных данных на территорию третьих стран, в которых не обеспечивается надлежащий уровень защиты.
Для получения разрешения операторам персональных данных нужно предоставить в Центр заявление о выдаче разрешения по установленной форме и проект договора, которым предполагается оформить трансграничную передачу персональных данных.
Центр в течение месяца оценит документы, по необходимости запросит дополнительные сведения и выдаст разрешение только при условии обеспечения в иностранном государстве защиты прав субъектов персональных данных на уровне не ниже, чем это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Порядок уведомления о нарушениях систем защиты персональных данных
Напомним, что операторы персональных данных обязаны уведомлять Центр о нарушении систем защиты персональных данных незамедлительно, но не позднее 3 рабочих дней после того, как им стало известно о таких нарушениях.
Теперь предусмотрены случаи, когда уведомления направлять не нужно: если нарушения не привели к незаконному распространению, предоставлению персональных данных и изменению, блокированию либо удалению персональных данных без возможности восстановления доступа к ним.
Уведомление должно быть направленно в письменном виде (либо в виде электронного документа) и содержать следующие сведения:
- информацию об операторе и информацию о лице, ответственном за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных у оператора;
- дату и время нарушения системы защиты персональных данных;
- дату и время, когда стало известно о произошедшем нарушении системы защиты персональных данных;
- описание нарушения системы защиты персональных данных;
- примерное количество субъектов персональных данных, затронутых нарушением;
- вероятные неблагоприятные последствия нарушения системы защиты персональных данных.
Классификация информационных ресурсов
Центр подразделил информационные ресурсы на ресурсы, содержащие:
- общедоступные персональные данные;
- специальные персональные данные (кроме биометрических и генетических персональных данных);
- биометрические и генетические персональные данные;
- персональные данные, не являющиеся общедоступными или специальными.
В зависимости от этого к информационным ресурсам предъявляются различные требования по технической и криптографической защите, определенные Приказом Оперативно-аналитического центра от 20.02.2020 № 66 в новой редакции.