События отрасли

Новые виды деятельности
Расширен список направлений деятельности, в которых могут осуществляться инвестиционные проекты на территории Парка. Новые направления включают в себя медицинское обслуживание, лабораторную диагностику, производство медицинских изделий, применение технологий 5G и искусственного интеллекта.
Обновленным Положением о специальном правовом режиме Парка (далее – Положение) также установлено, что осуществляемые резидентами Парка виды деятельности являются приоритетными видами деятельности для осуществления инвестиций.
Особенности осуществления медицинской деятельности
Медицинская деятельность не только появилась в списке направлений, но и получила в рамках Парка специальное регулирование.
Резидентам Парка, осуществляющим медицинскую деятельность на его территории, будет разрешено использовать для оказания медицинской помощи незарегистрированные лекарственные препараты и медицинские изделия. Такие препараты и изделия должны будут иметь разрешительную документацию, выданную в Беларуси, Китае, США, Великобритании, Германии, Швейцарии или ряде других стран, определенных в Положении.
Разрешение на осуществление деятельности будут выдаваться администрацией Парка. Администрация также сможет подавать в уполномоченные органы заявления на проведение предварительных технических работ, предшествующих подтверждению государственной регистрации, внесению изменений в регистрационное досье лекарственных средств, перерегистрации медицинских изделий. На основании ходатайства администрации Парка документы, предоставленные резидентами Парка для совершения административных процедур в сфере медицинской деятельности, будут рассматриваться первоочередно.
Строительство на территории Парка
Нововведения предусматривают упрощение некоторых процедур в строительстве, сокращение сроков согласования документации, в том числе:
- отменяется обязанность по разработке сметной документации;
- 15 рабочих дней – максимальный срок проведения экспертизы проектной документации;
- 15 рабочих дней – максимальный срок проведения оценки соответствия документации обязательным требованиям законодательства по механической прочности и устойчивости, охране окружающей среды.
Крупные инвестиционные проекты
Дополнительные льготы получили субъекты, реализующие крупные инвестиционные проекты. В эту категорию входят проекты с объемом инвестиций 50 и более млн. долларов США, которые должны быть осуществлены в течение 5 лет.
Таким крупным резидентам предоставлены следующие бонусы:
- 0% - ставка налога на дивиденды на 10 лет;
- упрощение таможенных процедур при ввозе товаров, включая возможность выпуска товаров до подачи декларации на товары и отсутствие необходимости предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и сборов.
Особый статус некоторых субъектов, осуществляющих деятельность на территории Парка
Обновленное Положение предусматривает возможность иных субъектов, помимо резидентов Парка, пользоваться специальным правовым режимом и льготами, установленными для резидентов. В частности, это касается стартапов и организаций, имеющих доли в компаниях-резидентах Парка.
Субъекты инновационной деятельности, или проще стартапы, имеют право на преференциальный правовой режим в течение 2 лет при соблюдении следующих условий:
- белорусское юридическое лицо или ИП, находящееся на территории Парка, осуществляющее там инновационную деятельность в соответствии с основными направлениями деятельности Парка;
- зарегистрировано администрацией Парка.
Некоторые юридические лица по решению Правительства также могут претендовать на льготы, если соответствуют одному из следующих критериев:
- более 25% долей в уставном фонде или акций этого юридического лица принадлежит юридическому лицу, являющемуся учредителем или участником и владеющему более 25% долей в уставном фонде или акций резидента Парка;
- является унитарным предприятием, учрежденным резидентом Парка;
- более 50% долей в уставном фонде или акций этого юридического лица принадлежит резиденту Парка;
- этому юридическому лицу принадлежит более 50% долей в уставном фонде или акций резидента Парка.
Особые бонусы предусмотрены, и для венчурных компаний. Например, до 2062 года освобождается от налога прибыль от отчуждения доли в уставном фонде или акций субъектов инновационной деятельности, в том числе зарегистрированных в Парке.
Институты английского права
Следом за Парком Высоких Технологий, Индустриальный парк «Великий камень» станет новой площадкой, где будут использоваться некоторые популярные институты английского права, а именно опцион, опционный договор, конвертируемый заем.
Эти институты будут доступны не только резидентам Парка, но и субъектам инновационной деятельности, что предоставит стартапам больше возможностей для получения финансирования.
Трудовые отношения
Обновленное Положение предусматривает ряд изменений в сфере трудовых отношений между компаниями-резидентами и их работниками:
- до 2023 года приостанавливается действие льготной ставки подоходного налога 9% для работников компаний-резидентов Парка;
- трудовой отпуск работникам резидентов может быть разделен на 3 и более части;
- для высококвалифицированных работников-иностранцев, привлекаемых на руководящие должности, не требуется получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью.
Нововведения вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования – 17 сентября 2021 года.

Напомним, что общие сроки завершения внешнеторговых операций в настоящий момент составляют 90 дней по импорту и 180 дней по экспорту. Рассмотрим пример. Компания заключила внешнеторговый договор на поставку оборудования 3 января, товар был оплачен 10 января, по условиям договора оборудование должно было быть поставлено в Беларусь 1 апреля. Однако, выясняется, что контрагент не может осуществить поставку в срок по причине закрытой границы.
Ранее, чтобы избежать крупного штрафа за превышение сроков внешнеторговой операции, субъекту хозяйствования приходилось бы подавать заявление с необходимым пакетом документов в Национальный банк, который рассматривал такое заявление в течение 15 дней. В нынешней ситуации никаких дополнительных документов и заявлений не нужно, субъект хозяйствования имеет право завершить эту операцию (т.е. получить товар) в течение 190 дней с даты оплаты.
И это еще не все. Постановление также продлевает на 100 дней срок действия разрешения Национального банка на открытие счета в банке-нерезиденте, срок которых истекает в период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Данные меры входят в комплекс мер Правительства по обеспечению стабильной работы экономики в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и направлено на снижение административной нагрузки на белорусские субъекты хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в текущих условиях.

Как пандемия COVID-19 может повлиять на бизнес в вашей юрисдикции?
Мы можем определить прямые и косвенные последствия влияния пандемии COVID-19 на Беларусь: на данный момент можно наблюдать прямые последствия, которые уже повлияли на прибыль бизнеса в краткосрочной перспективе, и предполагается, что косвенные последствия проявятся наряду с изменениями в экономике ключевых торговых партнеров Беларуси.
Среди основных последствий можно отметить следующие:
a. Транспортные услуги
Транспортные услуги, в частности, автомобильные и железнодорожные, составляют значительную часть дохода белорусского бизнеса. Частный бизнес, будучи сконцентрированным в автомобильной сфере, предоставляет транспортные, логистические и экспедиторские услуги, поддерживая тем самым товарооборот между Россией и Азиатским регионом с одной стороны и Европейским Союзом – с другой.
Введение государствами-членами ЕС и другими соседними странами карантина, а также текущая напряженная ситуация в Китае, не просто негативно влияют на международные грузовые перевозки, но и снижают спрос на эти услуги со стороны иностранных клиентов.
b. Экспорт продукции машиностроительного и промышленного производства
Пандемия COVID-19 привела к постепенному снижению темпов реализации проектов в промышленной, горнодобывающей и энергетической сферах в соседних государствах, и Россия, как основной торговый партнер Беларуси, находится в центре особого внимания. Даже если учесть, что COVID-19 пока не оказал существенного влияния на российскую экономику, в перспективе инвесторы, похоже, будут воздерживаться от реализации новых проектов и эксплуатации новых сфер производства. Большая часть белорусского машиностроительного производства ориентирована на экспорт и значительно превышает внутреннее потребление этих товаров, что может увеличить риски для прибыльности белорусских промышленных гигантов.
с. Строительные работы
В последние годы белорусские строительные компании добились значительных успехов в экспорте строительных услуг: как частный, так и государственный сектора принимают активное участие в дорожном, энергетическом и жилищном строительстве в России, Украине и странах Балтии.
Пандемия может создать для белорусских подрядчиков дополнительные ограничения, связанные с перевозкой техники и командировками специалистов.
d. Аренда и туризм
В настоящее время туризм не составляет значительной доли в ВВП Беларуси, но она выросла во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году. С тех пор резко возросло количество туристов, а также роль предприятий, которые работают в сфере аренды, гостиничного, экскурсионного бизнеса, в жилищной сфере.
Следуя мировой тенденции в этом году, белорусский гостиничный бизнес может столкнуться с сокращением клиентской базы и ростом числа случаев отмены бронирования. Поскольку туристический сезон только начинается, предприятиям данного сектора необходимо найти новые решения для сохранения своих доходов.
В вашей юрисдикции, если для стороны становится невозможным выполнить свои договорные обязательства из-за внешнего события, не зависящего от нее (такого как пандемия COVID-19), может ли эта сторона расторгнуть договор?
В целом, в нынешней ситуации с пандемией COVID-19 для договаривающихся сторон, не способных выполнить свои обязательств, предоставляется два возможных средства правовой защиты: (I) существенное изменение обстоятельств и (II) обстоятельства непреодолимой силы.
Существенное изменение обстоятельств
В Беларуси расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств возможно только по решению суда (если стороны не в состоянии урегулировать ситуацию самостоятельно).
Существенное изменение обстоятельств имеет особые классификационные критерии: стороны не заключили бы договор или заключили бы его на совершенно иных условиях, если бы им изначально были известны эти обстоятельства.
В каждом случае суд в совокупности ищет следующие правовые основания для расторжения договора заинтересованной стороной:
- при заключении договора стороны исходили из того, что они не столкнутся с этим обстоятельством;
- изменение обстоятельств было вызвано причинами, которых заинтересованная сторона не могла избежать, действуя добросовестно;
- исполнение договора в новых обстоятельствах нарушило бы баланс интересов сторон и повлекло бы за собой ущерб для одной из сторон, если бы этот ущерб в значительной степени лишил ее выгод по договору;
- договор не предусматривает, что заинтересованная сторона несет риски существенного изменения обстоятельств.
По иску одной из сторон суд вправе определить отменяющие последствия с учетом расходов, понесенных сторонами в связи с исполнением договора.
Классификация пандемии COVID-19 в качестве существенного изменения обстоятельств будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Например, рассмотрим вышеупомянутые классификационные критерии, приведенные выше, на примере договора воздушной перевозки груза.
Начало карантина в европейских и азиатских странах нанесло серьезный ущерб как пассажирским, так и грузовым авиаперевозкам. Довольно очевидно, что многие авиаперевозчики в настоящее время не в состоянии выполнять свои договорные обязательства из-за отмены рейсов, а это влечет за собой серьезный ущерб для их клиентов.
Если авиаперевозчик просит суд о расторжении договора, требование доказать, что стороны не могли заранее предвидеть такую ситуацию, может оказаться в данном случае слабым местом: в свете полного карантина и запрета на трансграничные перевозки перевозчик должен был иметь в виду такие риски.
В качестве альтернативы, перевозчик мог знать об ожидаемом карантине, но не выполнять свои обязательства при наличии возможности – с большой вероятностью суд отклонил бы иск о расторжении договора.
Обстоятельства непреодолимой силы
Вторым возможным средством, позволяющим стороне избежать ответственности за невыполнение своих обязательств по договору, являются обстоятельства непреодолимой силы. Национальное законодательство и судебная практика не дают точного определения обстоятельств непреодолимой силы и не содержат перечня соответствующих случаев, а лишь предусматривают, что эти обстоятельства должны быть чрезвычайными и непредотвратимыми.
Некоторые примеры обстоятельств непреодолимой силы приведены в подзаконных актах. Эпидемия и эпизоотия упоминаются в одном из законодательных актов Правительства Беларуси, касающегося коммерциализации государственными органами результатов научной и научно-технической деятельности. Данный акт имел узкую сферу действия и уже утратил силу. Тем не менее он может служить руководством для судов и государственных органов при анализе текущей пандемической ситуации. Белорусская правовая доктрина также склонна классифицировать эпидемии как обстоятельство непреодолимой силы.
Стороны договора могут предусмотреть в своем соглашении дополнительные характеристики обстоятельств непреодолимой силы и указать пандемию или эпидемию вируса в качестве правового основания для расторжения договора. Однако в этом случае от стороны, не выполняющей свои обязательства, может потребоваться доказать, что сложившаяся ситуация носит чрезвычайный и непредотвратимый характер и действительно классифицируется как «эпидемия».
Для белорусского бизнеса ситуация усложняется тем, что Беларусь не объявила чрезвычайное положение: государство пока не ввело национальный карантин и не закрыло границы с соседними государствами. С юридической точки зрения это усложняет возможность юридического или физического лица доказать в суде, что обстоятельства непреодолимой силы действительно имеют место, даже если пандемия повлияла на их бизнес.
Общепризнанная коммерческая традиция заключается в том, чтобы включать в договоры оговорку, в соответствии с которой любое обстоятельство непреодолимой силы должно быть подтверждено свидетельством компетентного органа соответствующего государства. Для Беларуси таким органом является Белорусская торгово-промышленная палата, которая потенциально может определить пандемию COVID-19 как обстоятельство непреодолимой силы и предоставить стороне договора необходимые доказательства в судебном разбирательстве. Однако данное свидетельство не является абсолютным доказательством: другая сторона всегда может предоставить дополнительные доказательства отсутствия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. На данный момент мы еще не наблюдали случаев, связанных с выдачей БелТПП свидетельств, касающихся ситуации с вирусом COVID-19.
Так или иначе, суд будет изучать детали каждого конкретного случая и проверять в отношении негативного обстоятельства (а именно, пандемия COVID-19):
- является ли оно непредвиденным, исключительным и непредотвратимым для стороны договора, которая добивается освобождения от ответственности;
- произошло ли оно именно в тот период времени, когда сторона договора расторгла или не исполнила его;
- в какой степени это повлияло на расторжение или неисполнение договора.
В вашей юрисдикции, если выполнение стороной ее договорных обязательств находится под негативным влиянием внешнего события, неподконтрольного ей (обстоятельство непреодолимой силы), но не становится полностью невозможным, может ли эта сторона обычно добиваться освобождения от выполнения своих обязательств?
В белорусском законодательстве не проводится четкое разграничение между обязательствами, которые невозможно выполнить из-за обстоятельства непреодолимой силы, и обязательствами, на которые негативно влияет обстоятельство непреодолимой силы. Для сторон, способных выполнить свои обязательства только частично и/или коммерчески необоснованными способами не существует специальных средств правовой защиты. В обоих случаях суд будет стремиться отыскать классификационные критерии существенного изменения обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы и анализировать все обстоятельства в рамках общей оценки предпринимательских рисков, которые изначально несла сторона при заключении договора.
Однако, имея, по крайней мере, теоретическую возможность выполнить обязательства, несмотря на неподконтрольные стороне негативные обстоятельства, от нее может потребоваться представление дополнительных доказательств того, что добросовестное исполнение договора может привести к непропорциональному ущербу и потере коммерческого смысла сделки.
Важным здесь является то, что белорусское законодательство и суды рассматривают частичное изменение договора как гораздо более серьезное вмешательство в деловые отношения сторон, чем его расторжение.
Для изменения договора по иску одной из сторон, помимо всех классификационных критериев существенного изменения обстоятельств, суд должен также установить, что расторжение договора противоречит общественным интересам или может повлечь за собой материальный ущерб для сторон.
Таким образом, в случае разрешения спора в суде стороне легче требовать расторжения договора, чем изменения некоторых конкретных обязательств, которые эта сторона не в состоянии выполнить в связи с обстоятельством непреодолимой силы.
Если да, то что следует учитывать таким сторонам, в частности, в отношении:
Любых обязательств по уведомлению (обязана ли пострадавшая сторона, как правило, уведомлять каких-либо контрагентов об обстоятельствах непреодолимой силы в течение определенного периода времени?)
Белорусским законодательством не предусмотрено обязательство по уведомлению. Однако сторона должна доказать, что она действовала добросовестно (как до, так и после существенного изменения обстоятельств/обстоятельства непреодолимой силы). В связи с этим сторона обязана уведомить другую сторону о невозможности исполнения обязательств по договору в кратчайшие сроки при сложившихся обстоятельствах.
Кроме того, в коммерческих договорах обычно содержится оговорка о том, что одна из сторон может ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы только в случае немедленного уведомления другой стороны в оговоренные сроки.
Любых требований к причинно-следственной связи (обязана ли пострадавшая сторона, как правило, доказывать, что она выполнила бы свои договорные обязательства при отсутствии обстоятельства непреодолимой силы?)
Как упоминалось выше, при установлении наличия обстоятельства непреодолимой силы суд должен проанализировать, в какой степени обстоятельство непреодолимой силы повлекло за собой расторжение или невыполнение договора. Суд может потребовать доказательства того, что обстоятельство непреодолимой силы является единственным основанием для невыполнения договора и что это не просто прикрытие недобросовестности стороны.
Любых обязательств по смягчению последствий (обязана ли пострадавшая сторона, как правило, доказывать, что она предприняла конкретные шаги, чтобы, насколько это возможно, избежать воздействия обстоятельства непреодолимой силы)?
Обязательства по минимизации негативных последствий прямо не определены в законодательстве, однако они также должны быть проанализированы с учетом добросовестного поведения сторон: каждая сторона должна искать все коммерчески разумные средства для выполнения своих обязательств по договору, прежде чем ссылаться на обстоятельство непреодолимой силы.
По аналогии с другими аспектами оговорки в отношении обстоятельств непреодолимой силы в договоре стороны могут указать алгоритм обязательных действий в случае предполагаемых обстоятельств непреодолимой силы, который может включать положения, связанные со смягчением их последствий.

Сразу перейдём к сути. С 1 ноября для новых инвесторов (которые создают ВИЭ установки в рамках квот, распределяемых после 1 ноября) отменяются повышающие коэффициенты, которые обязывают энергосистему закупать «зелёную» энергию дороже по отношению к энергии, производимой на традиционных ТЭЦ. Получается, 2019 год стал последним, когда устанавливать установки ВИЭ для инвестора было действительно выгодно в свете быстрой окупаемости. После 1 ноября инвестор сможет использовать только стимулирующий коэффициент, который в среднем в 2 раза ниже повышающего (в зависимости от вида ВИЭ).
В целом, это логичный шаг регулятора: запускается БелАЭС. Вместе с ней образуются перепроизводство, излишки электроэнергии в стране.
С другой стороны, если взглянуть в целом на квоты по созданию установок ВИЭ на 2020-2022 годы, видно, что государство стремится сбалансировать развитие всех видов ВИЭ. Судя по квотам, приоритетными видами «зелёной» энергии становятся гидроэнергия и геотермальная энергетика. К примеру, на ГЭС отведено 62 МВт мощности, что сопоставимо с тремя гродненскими ГЭС (введена в строй в 2012-м). На геотермальную энергию, которая доселе не пользовалась популярностью у инвесторов, отведено 40 МВт.
Энергия ветра (если брать в расчёт не только квоты) претерпела куда более заметные изменения. Во-первых, такие проекты, судя по всему, ставят на паузу. В ближайшие три года позволят строиться только источникам, которые связаны с проектом международной технической помощи ПРООН (по нему готовятся прединвестиционные активы для будущих инвесторов). Во-вторых, одна из норм указа напрямую запрещает использование б/у оборудования на строящихся ВИЭ-установках. Это прямая реакция регулятора: сейчас 86 из 96 ныне действующих ветряков построены из использованного ранее оборудования. Важно подчеркнуть, что запрет распространяется не только на ветряки, но и на любую ВИЭ-установку. Из положительного: запрет не распространяется на установки, построенные хозсубъектами в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности.
Энергия ветра (если брать в расчёт не только квоты) претерпела куда более заметные изменения. Во-первых, такие проекты, судя по всему, ставят на паузу. В ближайшие три года позволят строиться только источникам, которые связаны с проектом международной технической помощи ПРООН (по нему готовятся прединвестиционные активы для будущих инвесторов). Во-вторых, одна из норм указа напрямую запрещает использование б/у оборудования на строящихся ВИЭ-установках. Это прямая реакция регулятора: сейчас 86 из 96 ныне действующих ветряков построены из использованного ранее оборудования. Важно подчеркнуть, что запрет распространяется не только на ветряки, но и на любую ВИЭ-установку. Из положительного: запрет не распространяется на установки, построенные хозсубъектами в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности.
С позиции действующего законодательства указанная норма напрямую противоречит существующей норме статьи 16 Закона «О возобновляемых источниках энергии» (далее – Закон). Она гласит, что государство гарантирует приобретение государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной энергии, произведенной на ВИЭ. В техническом плане представляется, что из-за непредсказуемости погодных условий регулировать объем производства электроэнергии с использованием ВИЭ затруднительно.
В бочке с дегтем оказалась и ложка меда: указ отменил существовавшее непонимание, распространяются ли какие-либо квоты на установки, которые строятся хозяйственными субъектами для обеспечения своих нужд. Не распространяются. Более того, если объем производства электроэнергии такими установками превышает необходимый для обеспечения хозяйственных целей субъекта, «излишки» такой энергии будут приобретаться с применением стимулирующих коэффициентов.
Таким образом, подходы и принципы современного регулирования ВИЭ предсказуемы с точки зрения государственного интереса: регулировать общий объем производимой электроэнергии частными предприятиями с учетом полноценной работы БелАЭС (как следствие, профицита производимой электроэнергии в стране) в следующем году.
Чашу весов для государства также перешивает тот факт, что стоимость 1 кВт ч электроэнергии ВИЭ с применением повышающих и стимулирующих коэффициентов выше чуть ли не в 5 раз стоимости энергии, произведенной на обычной ТЭЦ. Как следствие – отмена повышающих коэффициентов и переход на более низкие стимулирующие, регулирование суточного трафика.
Все это закономерно ведет к постепенному отходу от принципов максимальной государственной поддержки, приоритета развития и использования ВИЭ в стране, заложенных в Законе 2010 года. В качестве одного из обоснований отхода от повышенного субсидирования приобретения энергии ВИЭ законодатель указывает на необходимость развития ВИЭ для частных нужд. Насколько нынешние условия будут выгодны инвесторам, желающим зарабатывать на развитии ВИЭ – покажет практика.
Материал подготовлен юристами нашей юридической фирмы для «Экономической газеты»

Установки, созданные в пределах квот, распределенных после 01.11.2019:
- должны создаваться исключительно с использованием нового оборудования (сегодня 86 из 96 действующих в стране ветроэнергетических установок установлены с использованием б/у оборудования);
- с 1 января 2021 года установки с мощностью более 1 МВт будут привлекаться к регулированию суточного графика покрытия электрической нагрузки.
Это значит, что вовсе необязательно, что белорусская энергосистема будет приобретать всю электроэнергию, вырабатываемую возобновляемыми источниками энергии (далее – ВИЭ). Необходимость регулирования объемов производства электроэнергии связана с предстоящим вводом БелАЭС.
Представляется, что с технической точки зрения регулировать объем производства электроэнергии с использованием ВИЭ затруднительно из-за непредсказуемости погодных условий. Приобретение электроэнергии произведенной ВИЭ осуществляется с применением стимулирующих коэффициентов.
Ранее ГПО «Белэнерго» заявляло, что цена покупки 1кВт ч электроэнергии ВИЭ с применением повышающих и стимулирующих коэффициентов в 5 раз больше затрат на его производство в рамках ГПО «Белэнерго».
Интересно, что стимулирующие коэффициенты распространяются в том числе на установки, которые созданы юридическими лицами и ИП вне распределенных квот исключительно в целях энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности. Другими словами, электроэнергия, произведенная сверх объемов, необходимых для хозяйственных целей, будет приобретаться с применением стимулирующих коэффициентов.

Постановлением установлены коэффициенты, по которым «Белэнерго» будет закупать электроэнергию производимую на установках, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, в пределах квот 2019 года на создание таких установок.
Если обратить внимание на квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, то видно, что квоты на создание таких установок не уменьшаются, а квота на создание установок с использованием энергии естественного движения водных потоков значительно увеличивается к 2022 году.
Это показывает, что несмотря на планируемый запуск БелАЭС в 2019 году и полноценный ввод в эксплуатацию в 2020 году, правительство не намерено препятствовать коммерческому стимулу для развития и расширения использования возобновляемых источников энергии в Беларуси.

Ранее документы об образовании, выданные в Китае, можно было использовать в Беларуси только после процедуры признания, которая занимает 2-3 месяца, а иногда и больше.
Поэтому теперь процедуры, для которых необходимы документы об образовании, для китайских граждан и компаний будут осуществляться гораздо быстрее. Например:
- Аттестация строительных организаций (для осуществления процедуры предоставляются документы об образовании инженеров, прорабов, директоров компании);
- Наем иностранных граждан на руководящие должности или на должности, требующие определенной квалификации;
- Получение высшего образования (поступление в университет, магистратуру, аспирантуру).
Рекомендуем учитывать данные нововведения китайским компаниям, которые рассматривают белорусский рынок, а также белорусским компаниям, у которых есть бизнес-партнеры в Китае.

Ключевые нововведения:
- Неиспользуемые объекты могут отчуждаться в рассрочку на срок до 3 лет (ранее – до 1 года).
- Аукцион по продаже неиспользуемого имущества, находящегося вне областных центров и г. Минска, может проводиться с начальной ценой в 1 базовую величину (ранее такая начальная цена могла устанавливаться только после нескольких неудавшихся аукционов).
- Для имущества, находящегося в областных центрах или г.Минске, начальная цена торгов может быть снижена на 50% после первых неудачных торгов; на 80% - после вторых; до 1 базовой величины – после третьих (ранее цена снижалась на 20, 50, 80 процентов и только затем до 1 базовой величины).
Эти изменения должны помочь реализовать экономический потенциал неиспользуемых государственных объектов с помощью капитала частных инвесторов. При этом указ распространяется как на крупные имущественные комплексы, так и на небольшие здания и земельные участки. Поэтому нововведение может заинтересовать как малый, так и крупный бизнес.

Вслучае если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2018 год превысила установленные Постановлением пределы, субъекты малого бизнеса не смогут принять участие в конкурсах на предоставление государственной денежной поддержки.
Предельная величина выручки установлена для:
- индивидуальных предпринимателей – 373 тысячи рублей;
- микроорганизаций (до 15 работников) – 2 735 тысяч рублей;
- малых организаций (от 16 до 100 человек включительно) – 10 318 тысяч рублей;
- субъектов среднего предпринимательства Оршанского района (от 101 до 250 работников) – 20 тысяч рублей.
Данные предельные величины выручки, позволяющие претендовать на государственную поддержку, устанавливаются ежегодно с 2017 года. По сравнению с 2018 годом они были увеличены примерно на 4,5%.
Постановление вступило в силу 12 мая 2019 года и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.