Чем мы можем помочь
Для увеличения привлекательности товаров на внешних рынках белорусская компания может воспользоваться поддержкой в виде экспортного кредита,
когда стоимость товара экспортер получит сразу после его поставки, а иностранный покупатель будет выплачивать эту стоимость своему банку на протяжении нескольких месяцев.
Такая схема снижает риски белорусских компаний по неполучению оплаты и принудительному взысканию задолженности.
События отрасли

Нацбанк как орган, регулирующий лизинговую деятельность, планируется наделить полномочиями определять требования к:
- размеру собственного капитала, показателям финансовой деятельности лизинговых организаций;
- квалификации и деловой репутации руководителя, должностных лиц, ответственных за управление рисками лизинговой организации;
- деловой репутации учредителей (участников), собственника имущества, бенефициарных владельцев лизинговой организации;
- организации и функционированию системы управления рисками лизинговой организации.
В случае принятия закона эти требования будут урегулированы Нацбанком в подзаконных актах.
Также Нацбанк будет вправе:
- потребовать временного отстранения от работы руководителя и главного бухгалтера лизинговой организации и (или) их заместителей;
- направлять в суд иски (заявления), связанные с заключением и исполнением договоров лизинга.
Указанные полномочия отсутствуют в действующем законодательстве.
Система управления рисками
Планируется, что каждый лизингодатель должен будет обеспечить в течение 3 месяцев со дня включения в Реестр наличие системы управления рисками. Ранее введение системы управления рисками находилось на уровне рекомендаций.
Проект закона предписывает, что лизинговая организация должна предоставить в Нацбанк документы, подтверждающие соответствие должностного лица лизинговой организации, ответственного за управление рисками, предъявляемым к нему квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
Заключение соглашения о досрочном выкупе предмета лизинга
Ранее переход прав и обязанностей лизингополучателя к другому лицу мог осуществляться только в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту передачи этих прав и обязанностей. Проект закона же предусматривает возможность изменения срока лизинга в случае заключения соглашения о досрочном выкупе предмета лизинга.
Целью включения положения о возможности передачи прав и обязанностей лизингополучателя по договору лизинга другому лицу является решение проблемы неплатежеспособности лизингополучателя.
Оперативный лизинг
Действующим законодательством разрешено передавать предмет лизинга после его возврата лизингодателю исключительно в аренду, но не в лизинг. При этом такой вид лизинга, как оперативный, очень близок к аренде.
Проектом закона предусматривается возможность передачи имущества, ранее приобретенного лизингодателем и возвращенного ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору, как в аренду, так и в оперативный лизинг.
Это устранит ранее имевшийся пробел в законодательстве и позволит развить институт оперативного лизинга.
Защищаем права потребителя
Проект предусматривает новую обязанность для лизингодателя в части заключения договора лизинга с физическим лицом (не выступающим при заключении договора в качестве ИП): лизингодатель обязан предоставить ему для принятия обоснованного решения о заключении договора информацию в соответствии законодательством о защите прав потребителей*, а также информацию о возможных условиях лизинга.
* это наименование услуги, виды и особенности услуги, если он установлен, наименование и место нахождения лизингодателя и т.д.
Еще немного про лизингополучателей-физических лиц
В договоре лизинга подлежат указанию случаи, при которых допускается односторонний отказ лизингополучателя, являющегося физическим лицом (не выступающим при заключении договора в качестве ИП), от исполнения договора лизинга, и порядок расчетов между сторонами при наступлении таких случаев.
Реестр лизинговых организаций пополнится новой информацией
Вдобавок к имеющимся данным, в реестре появятся:
- сведения об учредителях (участниках), собственниках имущества, бенефициарных и иных владельцах лизинговой организации;
- сведения о руководителе лизинговой организации, его заместителе, ответственном за выполнение правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ (при наличии), главном бухгалтере (бухгалтере), должностном лице, ответственном за управление рисками и номера их служебных телефонов;
- размер уставного фонда.
Новый Закон при вступлении в силу полностью заменит действующий Указ «О вопросах регулирования лизинговой деятельности».

Сама по себе регистрация внешнеторговых договоров не станет новшеством для белорусского бизнеса. Указом Президента №178 от 27.03.2008 уже давно было установлено требование, что некоторые внешнеторговые договоры необходимо регистрировать в обслуживающем банке. Для такой процедуры существует 3 квалифицирующих признака:
- договор должен предусматривать экспорт (импорт) товаров;
- стоимость договора должна составлять не менее 3000 Евро; и
- регистрация осуществляется обслуживающим банком и при этом бесплатно.
Изменение подходов в Постановлении №37 связано с существенными корректировками во всей системе валютных правоотношений и с самым важным из них – уходом от деления всех валютных операций на текущие и на операции, связанных с движением капитала, часть из которых требовала получения разрешения Национального банка на их совершение. Главным инструментом валютного контроля и сбора статистики Национального банка теперь будет не выдача разрешений, а регистрация резидентами валютных договоров на веб-портале Национального банка по адресу https://rvd.nbrb.by/nbrbResidentUi/#/.
Какие договоры надо будет регистрировать на веб-портале?
Регистрировать надо будет валютные договоры, то есть договоры, оформляющие совершение валютных операций. Постановление №37 определяет перечень валютных операций, на которые распространяется требование о регистрации:
- проведение расчетов при экспорте и (или) импорте (поступление и (или) передачу товаров, имущества в аренду, в том числе в финансовую аренду (лизинг), нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, выполненных работ, оказанных услуг);
- внесение резидентом денежного вклада в уставный фонд юридического лица – нерезидента;
- внесение нерезидентом денежного вклада в уставный фонд юридического лица – резидента;
- продажа резидентом нерезиденту ценных бумаг, эмитированных (выданных) резидентами;
- приобретение резидентом акций юридического лица – нерезидента при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе юридического лица – нерезидента, внесение резидентом дополнительного вклада в уставный фонд юридического лица – нерезидента в случае его увеличения;
- продажа резидентом нерезиденту недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
- привлечение резидентом денежных средств в форме кредита, займа от нерезидента, предоставление резидентом денежных средств нерезиденту в форме займа;
- и другие типы валютных операций.
Какова должна быть стоимость валютного договора для регистрации на веб-портале?
Регистрировать договор необходимо, если сумма денежных обязательств по такому валютному договору не определена либо на дату заключения договора равна или превышает сумму, эквивалентную: 2000 базовых величин при заключении валютного договора физическим лицом – резидентом; 4000 базовых величин при заключении валютного договора юридическим лицом – резидентом или индивидуальным предпринимателем – резидентом.
Обязательства в иностранной валюте пересчитываются в белорусских рублях по курсу Национального банка на дату заключения валютного договора.
Кто должен будет регистрировать валютный договор?
Регистрировать договор должен будет непосредственно резидент – сторона валютного договора. Однако услуги по регистрации валютных договоров на возмездной основе резидентам смогут оказывать и коммерческие банки, единственное требование – банк при этом одновременно должен оказывать резиденту услуги по расчетно-кассовому обслуживанию по данному валютному договору.
В какой срок необходимо будет регистрировать валютные договоры?
Валютный договор должен будет быть зарегистрирован до совершения резидентом действий, направленных на его исполнение (в зависимости от его содержания это может быть отгрузка резидентом товаров, совершение платежей нерезиденту и т.д.) либо не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше.
Надо ли регистрировать валютные договоры, заключенные до 9 июля 2021 года?
Да, но только если к 9 июля 2021 года по валютному договору останутся невыполненные одной либо обеими сторонами обязательства. Такие договоры регистрируются до совершения резидентом действий, направленных на исполнение с 9 июля 2021 г. валютного договора, либо не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой поступления с 9 июля 2021 г. денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке Республики Беларусь либо иностранном банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше.

Изменения коснулись порядка уведомления банками клиентов об изменении условий обслуживания; оснований, при наличии которых банк-эмитент отказывает физическому лицу в возврате денежных средств по операциям, заявленным клиентом как не санкционированные; перечня сведений, которые банк-эмитент до заключения договора об использовании карточки (кредитного договора) или при замене карточки предоставляет клиенту. Появились возможность у организаций торговли (сервиса) выдавать наличные денежные средства в белорусских рублях держателям карточек; ряд других новых положений.
1. Дано понятие и раскрыто определение аутентификации держателя карточки. Необходимость и порядок проведения аутентификации держателя карточки, уровень аутентификации определяются правилами платежной системы, банка-эмитента, банка-эквайера, иного уполномоченного лица.
2. Появилось определение операции, не санкционированной держателем карточки. Данная операция является результатом неправомерного (незаконного) использования карточки лицом, не являющимся держателем карточки.
3. В дополнение к обязанности уведомлять клиентов об изменении перечня и (или) размеров вознаграждений и плат по операциям при использовании карточек не менее чем за 7 рабочих дней до планируемых изменений, банки теперь также обязаны обеспечивать возможность достоверного подтверждения факта такого уведомления в течение не менее одного года с даты уведомления.
Более того, если в договоре об использовании карточки (кредитном договоре) содержится условие об уведомлении клиента с использованием только электронных каналов информирования, должны использоваться исключительно индивидуальные электронные каналы связи (SMS-сообщение, push-уведомление, сообщение, направленное посредством использования мессенджеров, электронной почты, интернет-банкинг, мобильный банкинг).
4. Уточнен процесс возврата денежных средств по операциям, не санкционированным держателем карточки. В случае возмещения физическому лицу списанных денежных средств по операциям, не санкционированным держателем карточки, банк-эмитент не взимает вознаграждение за подачу и рассмотрение заявления.
5. Изменены основания, при наличии которых банк-эмитент отказывает физическому лицу в возврате денежных средств по операциям, заявленным клиентом как несанкционированные.
В частности, теперь клиент не может сослаться на то, что операция была несанкционированной в случае, если:
- операция была совершена с применением микропроцессора стандарта EMV и подтверждена вводом ПИН-кода;
- операция была совершена с применением технологии радиочастотной идентификации и подтверждена вводом ПИН-кода;
- держатель карточки предоставил организации торговли (сервиса) права на регулярное списание денежных средств в ее пользу с проведением банком-эмитентом многофакторной аутентификации.
6. Дополнено основание «совершение операций посредством системы дистанционного банковского обслуживания». Уточнено, что сюда также включаются мобильные приложения банков с проведением многофакторной аутентификации держателя карточки.
Расширен перечень сведений, которые банк-эмитент до заключения договора об использовании карточки (кредитного договора) или при замене карточки предоставляет клиенту. Добавилась следующая обязательная к предоставлению информация:
- сведения об установленных перечне и размерах штрафов (пеней), уплачиваемых банком-эмитентом, клиентом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору об использовании карточки (кредитному договору);
- значение термина «неурегулированный остаток задолженности клиента», примеры причин возникновения неурегулированного остатка задолженности клиента, способы уведомления клиента о необходимости погашения (возврата) суммы неурегулированного остатка задолженности клиента, а также срок ее погашения (возврата).
7. Теперь согласие на получение информации о каждой авторизованной операции при использовании карточки должно оформляться на бумажном носителе либо с использованием системы дистанционного банковского обслуживания.
8. Организации торговли (сервиса) от имени и по поручению банка-эквайера смогут выдавать наличные денежные средства в белорусских рублях держателям карточек, если в договоре между данными организациями и банком предусмотрена такая возможность. При включении в договор данного условия и осуществлении операций выдачи наличных денежных средств в белорусских рублях должны соблюдаться следующие требования:
- должно использоваться кассовое оборудование, подключенное к системе контроля кассового оборудования;
- на счете клиента должна иметься достаточная для выдачи сумма денежных средств;
- наличие в кассе организации достаточной для выдачи держателю карточки суммы наличных денежных средств;
- обеспечение банком-эквайером условий для осуществления организацией торговли (сервиса) раздельного учета денежных средств;
- перечисление банком-эквайером на счет организации торговли (сервиса) в установленный договором срок денежных средств в качестве возмещения выданных наличных средств.
Напомним, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 15 мая 2020 № 290/11 выдача наличных денежных средств через кассовое оборудование на территории сельской местности, малых городских поселений, территории вне населенных пунктов будет осуществляться с 5 июня 2020 г. На всей территории Республики Беларусь - с 1 января 2022.

Цели
В новом Декрете изменились цели, для которых может быть получена иностранная безвозмездная помощь. Дополнены следующие цели:
- оказание медицинской помощи, в том числе медико-социальной. К этой цели также отнесена паллиативная медицинская помощь, помощь для приобретения лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплаты медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данная цель дополнена обеспечением пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Уточнена цель «оказание социальной помощи и социальных услуг лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации». В декрете отмечено, что сюда также относится случай вынужденной миграции.
Некоторые цели из предыдущего Декреты убрали:
- проведение научных исследований, разработок, обучения, а также реализации научно-исследовательских программ;
- содействие охране историко-культурного наследия, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств, проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов, развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- обеспечение исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни.
Но также появились и новые цели:
- обучение и повышение квалификации работников государственных учреждений (включая государственные органы);
- установка очистных сооружений, создание объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрения альтернативных источников энергии;
- проведение государственными учреждениями (включая государственные органы) международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов);
- оплата общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Последняя цель не разрешена для получателей иностранной безвозмездной помощи – физических лиц.
Перечень случаев, когда Декрет не работает.
Декрет все также не распространяется на:
- международную техническую помощь;
- помощь, получаемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь.
- помощь, получаемую банками, Национальным банком, ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Дополнено положение, что теперь Декрет также не распространяется на помощь, получаемую Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь в рамках программ Международного олимпийского комитета, Олимпийской солидарности Международного олимпийского комитета, Европейских олимпийских комитетов и других международных организаций олимпийского движения и направляемую на обеспечение подготовки и участия спортсменов (команд спортсменов) в Олимпийских играх и иных международных спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, Европейских олимпийских комитетов и Ассоциации национальных олимпийских комитетов, а также на развитие олимпийского движения в Республике Беларусь и укрепление ее престижа на международной арене.
Налоги
За регистрацию помощи с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей теперь будет взиматься плата в размере 0,5 процента от суммы полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).
Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин).
Информация, которую предоставляют банки
Теперь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, банками будет представляться в Национальный банк информация информацию не только:
- о поступлении помощи на благотворительные счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ее использовании;
- о получении физическими лицами денежных средств, поступивших из-за рубежа посредством частных платежных систем, международных банковских переводов.
Но также теперь банки должны предоставлять информацию:
- о поступлении денежных средств из-за рубежа не только на благотворительные счета в банках в адрес некоммерческих организаций;
- о перечислении, выдаче, возврате денежных средств с благотворительного счета, в том числе вторичными получателями, с указанием целей использования помощи, видов и размера расходов, предусмотренных в платежных инструкциях, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств;
- о возврате отправителям денежных средств, по которым получен отказ в регистрации помощи, согласовании изменения плана, в том числе в связи с принятием Межведомственной комиссией такого решения.
Данное нововведение вступает в силу с 1 января 2021 г.
Иные нововведения начинают действовать через три месяца после официального опубликования данного Декрета.

Понятие «финансовые услуги» содержится в разделе 64 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». Согласно нему, финансовые услуги включают в себя деятельность, связанную с получением и перераспределением финансовых средств, кроме предназначающихся для целей страхования, дополнительного пенсионного обеспечения или обязательного социального страхования.
Ключевые предложения Проекта – в нашем разборе.
1. Сфера действия. Проект распространяет сферу защиты прав потребителей финансовых услуг на потребителей, осуществляющих не только банковские операции (как в настоящее время), но и на операции, не относимые к банковским (лизинг, поручительство, операции с ценными бумагами, консультационные и информационные услуги, и др.), а также на финансовые услуги, оказываемыми другими участниками финансового рынка. Например, форекс-компаниями, организациями, оказывающими услуги на рынке ценных бумаг, страховыми компаниями. Интересно, что согласно п. 1 Проекта, услуги, связанные со страхованием, перенесены в расширенную сферу регулирования защиты прав потребителей банковских и финансовых услуг.
2. Вводится термин «исполнитель финансовых услуг», а также требования к наличию у него сайта и обязательной информации на нем . При этом структура информации такого сайта должна соответствовать требованиям, устанавливаемыми Нацбанком и Министерством финансов в отдельных актах.
3. В связи с развитием финансового рынка и его инструментов, законодатель выражает желание кроме редакционных правок отдельных статей ввести в закон отдельную главу «защита прав потребителей финансовых услуг», которая вводит принцип добросовестного оказания финансовых услуг. Это значит, что:
- услуга должна оказываться в соответствии с экономическими интересами и намерениями потребителя финансовых услуг;
- запрещено воздействовать на клиента, чтобы ввести его в заблуждение относительно условий сделки.
Если будет доказана недобросовестность исполнителя финансовой услуги, такая сделка может быть признана недействительной и применены последствия ее недействительности по решению Центра по защите прав потребителей финансовых услуг либо суда. При этом бремя доказывания добросовестности лежит на исполнителе.
4. Недействительность несправедливых условий договора. Случается, что условия договора с потребителем хотя и не противоречат законодательству, но приводят или могут привести к значительному дисбалансу прав и обязанностей сторон по договору в ущерб экономическим интересам и намерениям потребителя и у потребителя не было возможности участвовать в определении этих условий. По Проекту такие условия могут быть изменены или вовсе признаны недействительными судом или Центром по защите прав потребителей финансовых услуг.
5. Исполнитель финансовой услуги может нести ответственность за действия третьих лиц. Исполнитель финансовых услуг несет ответственность не только за свое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителем, но и за третьих лиц, которых он привлекает для оказания услуги потребителю. Например, если потребитель не смог совершить финансовую операцию по исполнению своих обязательств по договору оказания финансовых услуг из-за технического сбоя не на стороне исполнителя, а по вине третьего лица, привлеченного исполнителем для оказания услуги, то потребитель имеет право предъявить требования напрямую исполнителю финансовой услуги. При этом при надлежащем информировании потребителя о плановых перерывах оказания финансовой услуги, исполнитель финансовых услуг не несет ответственность за неоказание (несвоевременное оказание) финансовой услуги в период плановых перерывов в ее предоставлении.
6. Центр по защите прав потребителей финансовых услуг – альтернатива урегулирования спора в досудебном порядке. В основу положений о данном органе положен зарубежный опыт финансовых омбудсменов. Рассмотрение жалобы в Центре инициируется потребителем путем подачи жалобы в Центр, по предмету которой он уже обращался в претензионном порядке к исполнителю финансовых услуг (претензионный порядок обязателен до обращения в Центр), но не был удовлетворен результатом рассмотрения, качеством услуг или вовсе не получил ответа.
Однако, хотя полномочия Центра достаточно широкие, включая права запрашивать информацию составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, его решения могут быть обжалованы в суде как потребителем, так и исполнителем финансовой услуги.
Проект также устанавливает порядок создания и финансирования Центра, отдельные полномочия Нацбанка, Министерства финансов, Ассоциаций участников финансового рынка в области защиты прав потребителей финансовых услуг, порядке подачи заявлений, обжалований.
Общественное обсуждение продлится по 23 мая 2020.

Что может быть предметом залога?
Указ устанавливает, что в ипотеку можно будет передать зарегистрированное в установленном порядке жилье первичного и вторичного рынка. Ипотека будет распространяться также на земельный участок, на котором расположено приобретаемое жилье, либо на право возмездной аренды такого земельного участка, принадлежащие кредитополучателю.
Важно: Указ не регулирует вопросы ипотеки строящегося и еще не зарегистрированного жилья.
Что нового для банков?
1. Момент возникновения и прекращения права залога (ипотеки) у банка
- право возникает с момента заключения кредитного договора;
- право прекращается в случаях прекращения обеспеченного этим залогом (ипотекой) кредитного обязательства, гибели заложенного жилья или обращения на него взыскания залогодержателем, реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, а также в случае, когда реализация такого имущества оказалась невозможной.
2. Способы исполнения обязательств по кредитному договору
Банк вправе требовать иные способы обеспечения исполнения обязательств. При этом в случае ненадлежащего исполнения кредитополучателем обязательств по кредитному договору обращение взыскания в первую очередь осуществляется на жилье, которое является предметом залога (ипотеки). В случае невозможности удовлетворения своих требований за счет такого жилья банк вправе требовать исполнения обязательств за счет иного обеспечения (при его наличии).
3. Когда происходит госрегистрация залога (ипотеки)?
Госрегистрация залога (ипотеки) как жилья, так и земельного участка, на котором оно расположено, происходит одновременно с госрегистрацией перехода кредитополучателю права собственности на жилье или земельный участок.
Важно: информацию о залоге (ипотеке) банк направляет в территориальную организацию по госрегистрации недвижимости по месту нахождения жилья самостоятельно:
- информацию о предоставленном гражданину кредите с указанием сведений о банке, номере и дате заключения кредитного договора, сумме кредита и сроке его возврата;
- информацию о жилье, для финансирования приобретения которого заключен кредитный договор.
Срок направления информации: не позднее следующего рабочего дня с даты заключения кредитного договора.
4. Очередность исполнения обязательств
Банкам предоставлено первоочередное право на удовлетворение неисполненных обязательств по жилищному кредиту за счет предмета ипотеки. Требования других кредиторов, обеспеченные залогом этого жилья, будут удовлетворяться после полного погашения долгов банка.
5. Когда банк может обратить взыскание на жилье?
Банк сможет обратить взыскание на заложенное жилье только в случае, когда одновременно:
- размер задолженности по основной сумме долга превышает 10% от суммы предоставленного кредита;
- срок неуплаты основной суммы долга и (или) процентов по кредиту составляет более 90 дней, а в случае смерти кредитополучателя — более 9 месяцев.
В иных случаях обращение взыскания не допускается.
6. Арест жилья, находящегося в залоге (ипотеке)
Если на жилье наложен арест, у банка есть право направить в орган, ведущий уголовный процесс, ходатайство об отмене постановления (определения) о наложении ареста на имущество в срок до 5 дней после наступления условий, указанных в п. 5 выше.
Вступление в силу и действие Указа:
- с 16 октября 2020;
- на отношения в рамках кредитных договоров, заключенных до вступления Указа в силу, не распространяется.

Данное положение в этом году применяется впервые, оно было установлено в пункте 1.10 статьи 22 Налогового кодекса Беларуси в редакции 2019 года.
Сведения необходимо представить по установленной форме, которую можно найти здесь (Form). Также можно заполнить сведения в электронном виде в личном кабинете организации в системе APM «Плательщик» во вкладке «Заявления».
Сведения подаются отдельно по каждому зарубежному счету вне зависимости от того, совершались ли фактически по счету какие-либо операции. Несвоевременное выполнение этой обязанности может грозить административной ответственностью: штрафом в размере до 20 базовых величин.
Также напоминаем, что при открытии и закрытии зарубежных счетов плательщики (как физические, так и юридические лица) должны аналогично информировать об этом свою налоговую инспекцию. Юридические лица при открытии зарубежных счетов, по общему правилу, также обязаны получить разрешение Национального банка Беларуси.

АИС ИДО позволит:
- исключить случаи многократного взыскания денежных средств с различных счетов плательщиков по одному и тому же обязательству/требованию;
- автоматизировать и унифицировать процесс взыскания в бесспорном порядке денежных средств в банках для разных органов взыскания;
- освободить банки от функции по ведению картотеки не оплаченных в срок расчетных документов;
- аккумулировать информацию о неисполненных денежных обязательствах плательщиков и об их исполнении в едином центре, независимо от того, каким банком и с какого счета плательщика осуществлялось списание денежных средств;
- уполномоченным органам, банкам, а также иным заинтересованным получать оперативную информацию для организации исполнения денежных обязательств.
Простыми словами, все счета, создаваемые одним и тем же должником, будут находиться на виду у исполнителя, и списание долга с этих счетов будет происходить автоматизировано.
Это будет работать следующим образом – в АИС ИДО взыскатели через обслуживаемые банки будут направлять платежные требования для взыскания денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, а плательщики – платежные инструкции для расчетов с бюджетом при недостаточности денежных средств на их счетах в банках.
Создание АИС ИДО является очередным шагом развития безналичных расчетов в Республике Беларусь и будет способствовать оптимизации взаимодействия между государственными органами, банками, хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
Система позволит отказаться от такого устаревшего атрибута бумажного оборота, как картотека не оплаченных в срок расчетных документов, и освободить банки от функций по ее ведению.

Постановлением предусмотрены следующие основные нововведения:
1) Новые способы осуществления безналичных расчетов, например, при использовании QR-кода, мобильных приложений;
2) возможность выдачи наличных денег на кассовом оборудовании, подключенном к системе контроля кассового оборудования (СККО).
Как производятся расчеты электронными деньгами при использовании QR-кода? При таком способе расчета производится перечисление электронных денег с электронного кошелька покупателя (потребителя) в электронный кошелек юридического лица или ИП. При этом могут использоваться не только электронные кошельки, но и непосредственно банковские счета покупателя и продавца. В целом, такой способ оплаты имеет свои плюсы в сравнении с использованием банковских платежных карточек: более низкая стоимость инфраструктуры для осуществления платежей, менее затратная система приема платежей для продавцов, отсутствие каких-либо отчислений иностранным платежным системам.
При этом для субъектов хозяйствования не закреплена обязанность дорабатывать или заменять существующие кассовые аппараты или дорабатывать программные кассы в связи с введением новой формы совершения безналичных расчетов. Такие субъекты хозяйствования смогут отражать операции в ручном режиме с использованием операционных клавиш клавиатуры кассового аппарата.
Как происходит выдача наличных денег? Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут включать в договоры с банками-эквайерами положения, предусматривающие порядок и условия выдачи от имени и по поручению банков наличных денежных средств в белорусских рублях держателем банковских карточек через кассовое оборудование, подключенное к СККО. Кассир при проведении такой операции регистрирует операцию по выдаче на платежном терминале, проводит в безналичной форме сумму денежных средств, подлежащую выдаче, и выдает платежный документ, подтверждающий операцию. Затем кассир выдает держателю карточки сумму наличных денежных средств.

Расширен перечень разрешенных валютных операций для резидентов – физических лиц
Для резидентов – физических лиц, не выступающих при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, изменен перечень случаев, когда разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте.
Осталось дарение (пожертвование) валютных ценностей и отмена их дарения (пожертвования), передача валютных ценностей на хранение и их возврат.
Случай предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими уточнен: теперь только для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Добавлены:
- операции в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме физическим лицом в пользу иных физических лиц, являющихся его супругом (супругой) или родителями и в некоторых других случаях;
- наследование валютных ценностей;
- обмен, а также приобретение (отчуждение) за белорусские рубли в целях коллекционирования и накопления иностранной валюты в виде монет, а также единичных банкнот в иностранной валюте.
Новые понятия
Введено понятие валютного договора. Валютный договор представляет собой договор, иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции. Валютный договор подлежит регистрации. Однако регистрации не будут подлежать валютные договоры, одной из сторон которых являются:
- Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, Национальный банк, Министерство финансов;
- банки Республики Беларусь, Банк развития при проведении банковских операций;
- иные резиденты по утверждаемому перечню.
Иные нововведения
Убрано положение о том, что Национальный банк может устанавливать предельные значения обменных курсов, по которым осуществляются купля-продажа и конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.
Отдельно регламентирован порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза из Республики Беларусь физическими лицами монет из драгоценных металлов.
Введена репатриация
Юридические лица – резиденты обязаны обеспечить не позднее сроков исполнения своих обязательств:
- по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных, связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг;
- по возврату нерезидентами белорусских рублей, иностранной валюты, внесенной резидентом в качестве предварительной оплаты в случае неисполнения или неполного исполнения нерезидентом обязательств по поставке (передаче) товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг;
зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, если иное не установлено Законом или Президентом Республики Беларусь:
- при экспорте – белорусских рублей, иностранной валюты, за исключением определенных случаев;
- при импорте – белорусских рублей, иностранной валюты в случае возврата денежных средств при неисполнении или неполном исполнении нерезидентом своих обязательств, за исключением случаев прекращения обязательств нерезидента неденежным способом, предусматривающим зачет встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров.
Сейчас Указ №178 устанавливает императивные максимальные сроки завершения внешнеторговых операций – 180 дней при экспорте и 90 дней при импорте (кроме отдельных исключений). При этом основным способом завершения внешнеторговых операций при экспорте как раз и является получение оплаты от нерезидента.
Возникает вопрос: как будут соотноситься сроки в Указе 178 и репатриация?
Убрано деление валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, на текущие и операции, связанные с движением капитала.