Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Антимонопольное регулирование и защита конкуренции

Практика «Антимонопольное регулирование и защита конкуренции» в Arzinger Law Offices – это стратегическая поддержка бизнеса в вопросах контроля концентраций, доминирования, ценообразования, распределительных соглашений, государственных закупок и антидемпинговых мер. Мы сопровождаем сделки M&A, корпоративные реструктуризации и продажу активов с получением необходимых разрешений на национальном и международном уровне, включая трансграничные проекты и взаимодействие с иностранными регуляторами, обеспечиваем формирование прозрачных торговых, бонусных и маркетинговых схем в рамках требований законодательства и международной практики, сопровождаем антимонопольные проверки и расследования, проводим внутренний аудит и выстраиваем антимонопольный комплаенс с обучением команд. Наши юристы консультируют по вопросам экстерриториального применения антимонопольных норм, защищают интересы клиента в международных расследованиях и арбитражах в спорах с регулятором, добиваются смягчения санкций, защищают от недобросовестной конкуренции и рисков в сфере рекламы и маркетинга.

Arzinger обеспечивает не только защиту и сопровождение вашей деятельности в рамках национальных и международных требований, но и помогает формировать бизнес будущего, где антимонопольный комплаенс – конкурентное преимущество. Мы рассматриваем задачи клиента глобально, сочетая лучшие стандарты отрасли, глубокое взаимодействие с государственными органами и инновационные юридические решения.

Помните, не так страшно быть монополистом, как оказаться к этому юридически не готовым.

Евгения Серегина Евгения Серегина

Эксперт отрасли

Ассоциированный партнер
заместитель директора

+375 29 3043411 es@arzinger.by
Елена Машонская Елена Машонская

Эксперт отрасли

Партнер
Менеджер по проектам

+375 29 3043411 em@arzinger.by
Клим Сташевский Клим Сташевский

Эксперт отрасли

Партнёр
Директор

+375 29 3043411 ks@arzinger.by
Владислав Корзун Владислав Корзун

Эксперт отрасли

Старший юрист

+375 29 3043411 vk@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Защита интересов «LLC KSK Invest»

Главное

Разнообразный и богатый опыт говорит нам, что семантический разбор внешних противодействий способствует повышению качества соответствующих условий активизации. Прежде всего, синтетическое тестирование напрямую зависит от форм воздействия. Задача организации, в особенности же реализация намеченных плановых заданий требует определения и уточнения прогресса профессионального сообщества. И нет сомнений, что тщательные исследования конкурентов, инициированные исключительно синтетически, указаны как претенденты на роль ключевых факторов.


image 6344282

Задачи/Цели проекта

  • Защита прав акционеров компании.
  • Представительство в суде по спору с государственными органами.
  • Разработка стратегии защиты перед международными партнёрами.

image 6344282

Реализация

  • Полное восстановление прав акционеров.
  • Успешное завершение судебного разбирательства в пользу клиента.
  • Создание прецедента для аналогичных дел.


Защита интересов «LLC KSK Invest»

Главное

Разнообразный и богатый опыт говорит нам, что семантический разбор внешних противодействий способствует повышению качества соответствующих условий активизации. Прежде всего, синтетическое тестирование напрямую зависит от форм воздействия. Задача организации, в особенности же реализация намеченных плановых заданий требует определения и уточнения прогресса профессионального сообщества. И нет сомнений, что тщательные исследования конкурентов, инициированные исключительно синтетически, указаны как претенденты на роль ключевых факторов.


image 6344282

Задачи/Цели проекта

  • Защита прав акционеров компании.
  • Представительство в суде по спору с государственными органами.
  • Разработка стратегии защиты перед международными партнёрами.

image 6344282

Реализация

  • Полное восстановление прав акционеров.
  • Успешное завершение судебного разбирательства в пользу клиента.
  • Создание прецедента для аналогичных дел.


12 августа 2025

Чем мы можем помочь

Организация пересмотра антидемпинговой меры

Данная стадия может быть актуальна для:

  • тех, в отношении кого уже действует антидемпинговая пошлина,
  • тех, кого не устроил результат расследования, и он хочет вернуться к пересмотру через 1 год.

Если после введения антидемпинговой меры прошло не менее 1 года по заявлению заинтересованного лица может быть проведено повторное расследование в целях определения целесообразности продолжения применения антидемпинговой меры и (или) ее пересмотра (в том числе пересмотра индивидуального размера ставки антидемпинговой пошлины) в связи с изменившимися обстоятельствами.

Повторное расследование должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.

Норма аналогичного характера присутствует в праве ВТО, с учетом специфики законодательства конкретной страны.

Обжалование решения ЕЭК

Есть несколько вариантов такого обжалования,

по окончанию расследования мы готовы рассмотреть их с вами более подробно:

  • обжалования Решения в Совет ЕЭК и внесения вопроса об отмене Решения на рассмотрение вышестоящих органов ЕАЭС,
  • отмены Решения на уровне Межправительственного совета ЕЭК и (или) Высшего совета ЕЭК,
  • обжалование решения в суд ЕАЭС.

Норма аналогичного характера по обжалования решения органа, проводящего расследование, присутствует в праве ВТО.

Подготовка к принятию ценовых обязательств

Принятие ценовых обязательств – это способ приостановить или прекратить расследование без введения предварительной антидемпинговой пошлины или антидемпинговой пошлины. То есть фактически самостоятельно скорректировать цену, чтобы устранить демпинговый импорт.

Принять ценовые обязательства можно только после предварительного доклада Департамента и до момента опубликования окончательного доклада.

Мы готовим проект ценовых обязательств и высылаем Вам его для заполнения, готовим конфиденциальную и неконфиденциальную версию при необходимости

Норма аналогичного характера присутствует в праве ВТО.

Предоставление комментариев на предварительный Доклад Департамента по итогу расследования

На данной стадии, когда Департамент озвучит свои основные выводы, будет возможность предоставить свои комментарии, отразив неточности и недоработки в нем.

На данной стадии мы готовим проект комментариев (аналогично позиции) с учетом новой изложенной в докладе информации.

Важно: Департамент готовит 2 доклада – предварительный (до окончания расследования) и окончательный (итоговое решение). В большинстве своем выводы в докладах совпадают. Например, размер антидемпинговой пошлины в предварительном и окончательном докладе предлагается в размере 20%.

Но, смысл составлять комментарии на предварительный доклад все же есть (даже если выводы могут повториться в окончательном), т.к. практика Департамента и ЕЭК показывает, что комментарии любой стороны на предварительный доклад могут повлиять на окончательные выводы. Например, пошлина будет уже не 20%, а 10%.

Подготовка и участие в публичных слушаниях

После направления первоначальной позиции в Департамент, на основании ходатайства об участии в публичных слушаниях, поданного любым из участников расследования, Департамент проводит публичные слушания, где зарегистрированные участники могут представить свои позиции перед друг другом и специалистами Департамента.

Мы готовы выработать правовую позицию по каждому из указанных вопросов повестки дня публичных слушаний (утверждается ЕЭК и предоставляется участникам для ознакомления) и представить Ваши интересы в ходе самих слушаний.

Важно:данный этап – ключевой во всем расследовании. Он позволит непосредственно изложить свои доводы Департаменту, донести до иных заинтересованных лиц свою позицию по основным вопросам и установить слабые стороны своей позиции и других участников.

Подготовка окончательной письменной позиции участника публичных слушаний 

Сведения, предоставленные в ходе публичных слушаний в устной форме, принимаются во внимание в ходе расследования, если в течение 15 календарных дней после даты проведения публичных слушаний они были предоставлены участниками расследования в Департамент в письменной форме.

Нашей задачей будет составление позиции по итогам слушаний и направление ее в установленный срок.

События отрасли

Меры поддержки экономики в сфере государственных закупок. Новое в сфере трудовых отношений
Меры поддержки экономики в сфере государственных закупок. Новое в сфере трудовых отношений

Так, если договор государственной закупки был расторгнут по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком / исполнителем), то заказчик может приобрести товары (работы / услуги) ежедневной или еженедельной потребности. К таким товарам (работам / услугам) Совет Министров относит топливную древесину, услуги в области лесного хозяйства, пищевые продукты, напитки, бумажные изделия хозяйственно-бытового назначения и туалетные принадлежности, лекарственные средства, нефтепродукты, услуги по продаже электроэнергии и др. Важно заметить, что к такой закупке применимы 2 условия:

  1. закупка должна производится из одного источника;
  2. объем приобретаемых товаров (работ/услуг) – в размере двухмесячной потребности.

Ограничено включение в список поставщиков (подрядчиков / исполнителей), временно не допускаемых к участию в государственных закупках. Так, включение в этот список не производится, если договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком / исполнителем) расторгнут в связи с:

  1. возникновением обстоятельств непреодолимой силы. Как мы помним, в Беларуси такие обстоятельства засвидетельствует БелТПП, зарубежом – уполномоченный орган;
  2. изменением курса белорусского рубля к одной из иностранных валют из корзины валют, установленных Нацбанком, более чем на 20% по сравнению с курсом, действовавшим на дату подачи предложения участником-победителем, проведения торгов (в случае электронного аукциона), заключения договора (в случае закупки из одного источника). При этом поставщик (подрядчик / исполнитель) обязан обосновать влияние такого обстоятельства на возможность исполнения им договора государственной закупки;

Совет Министров наделен правом определять специальный порядок осуществления государственных закупок.


Все указанные меры действуют с 26 апреля 2020 г. до особого решения Президента Республики Беларусь.


Новое в сфере трудовых отношений

Указом предоставлено право Нанимателю временно и без согласия работника осуществлять перевод к другому нанимателю или в другое структурное подразделение. Такой перевод возможен на срок до 3 месяцев (больший срок по согласованию с работником) в случае производственной необходимости, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической обстановки на деятельность Нанимателя. Изменять существенные условия труда наниматель может предупредив работника письменно за 1 календарный месяц. Следует отметить, что косвенно установлен запрет на уменьшение размера оплаты труда работников в связи с влиянием эпидемиологической обстановки. 

3 сентября 2025
Маркировка товаров по новым правилам
Маркировка товаров по новым правилам

Новая система

Указ №9 регламентирует создание государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, которая будет являться частью системы, предусмотренной Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Положением о системе предусмотрена возможность обмена данными на территории ЕАЭС, а для наибольшего соответствия законодательству Союза введена норма, согласно которой при расхождении правил, установленных законодательством Республики Беларусь и ее международными договорами или Решениями ЕЭК, применяются последние.

Как и ранее, РУП «Издательство «Белбланкавыд» продолжает быть ответственным за реализацию средств маркировки, и теперь является владельцем и оператором системы маркировки и будет заниматься ее обслуживанием. Ответственным за изготовление средств маркировки остается Министерство финансов.

Новые средства маркировки

Вместо уже привычного названия «контрольные (идентификационные) знаки», Указ №9 вводит новые термины – унифицированные контрольные знаки (УКЗ) и средства идентификации (СИ).

Отличие УКЗ от контрольных (идентификационных) знаков скорее формальное: новая система – новые знаки, но в целом процедура приобретения и применения остается прежней. Разработчики изменений уверяют, что переход на новую систему сделает маркировку доступнее, так как унифицированные знаки будут стоить дешевле за счет больших объемов выпуска. Напомним, что ранее контрольные знаки отличались в зависимости от товарной позиции, происхождения товара, его номинала и, соответственно, имели разные тиражи.

СИ — это уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, предназначенная для идентификации экземпляров товаров. Например, она может быть представлена в виде штрихкода или записана на радиочастотную RFID-метку, уже знакомую производителям меховых изделий.

Отмечаем, что правила возврата после приобретения для УКЗ и СИ различаются. Если неиспользованные УКЗ вернуть можно в течение трех месяцев со момента покупки, то технология создания СИ не предусматривает возможность их возврата.

Порядок маркировки УКЗ аналогичен порядку маркировки, знакомому субъектам, уже пользовавшимся контрольными знаками, а порядок маркировки товаров СИ схож с маркировкой меховых изделий и вкратце выглядит следующим образом:

  1. Зарегистрироваться в системе маркировки.
  2. Занести информацию о товаре в Банк электронных паспортов товаров.
  3. Приобрести СИ (или код маркировки – цифровое представление символов средства идентификации) у оператора системы маркировки.
  4. Одним из выбранных способов промаркировать товары СИ.
  5. Передать в систему маркировки информацию о маркировке товаров СИ.

Товары, подлежащие маркировке

Ранее товары, подлежащие маркировке, содержались в двух перечнях товаров: информация о которых подлежит и информация о которых не подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров».

После вступление в силу изменений они станут Перечнем товаров, подлежащих маркировке УКЗ и Перечнем товаров, подлежащих маркировке СИ, соответственно. Информация о товарах из второго перечня, как и ранее, подлежит записи в «Банк данных электронных паспортов товаров». Обязанность по утверждению перечней возложена на Совет Министров.

Изменения в процедуре

Процедура маркировки в целом осталась неизменной, однако появился ряд нововведений, облегчающих ее проведение. Среди них следующие:

  • не требуется предоставлять в налоговые органы отчеты по использованным средствам маркировки и об объемах производства, ввоза, реализации, использования промаркированных товаров. Теперь эта информация должна направляться напрямую в систему;
  • приобретение УКЗ будет происходить напрямую у оператора системы маркировки, без предварительного размещения заявки в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции;
  • в некоторых случаях разрешается проведение маркировки товаров на уполномоченных складах, список которых будет утвержден Совмином.

Изменения, предусмотренные Указом №9, вступают в силу через 6 месяцев после официального опубликования, что позволит субъектам хозяйствования успеть адаптироваться к новым правилам. До начала действия изменений Совмин должен представить новые перечни товаров, подлежащих маркировке, а также другие требования к системе, включая стоимость и порядок оборота УКЗ.

5 сентября 2025
Новые требования к рекламе
Новые требования к рекламе

Требования к созданию и содержанию рекламных материалов

Как известно, использование иностранных языков в рекламе ограничено четким перечнем случаев. Со вступлением в силу изменений, использовать иностранный язык в рекламе можно будет также в названиях культурных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, наград, команд спортсменов. Помимо этого, иностранные организации и физических лиц можно будет привлекать для рекламирования производимых на территории Республики Беларусь товаров – ранее на это был установлен запрет, и например, использование фото и изображений иностранных граждан в рекламе считалось нарушением.

Информация о цене объекта рекламирования, скидках, наличии объекта рекламирования на рынке, основаниях использования слов, создающих впечатление о преимуществе товара, должна отражаться с использованием шрифта размером не менее половины наибольшего используемого в рекламе.

Изменения коснулись рекламы, содержащей аудио составляющую. Если предупредительная и иная обязательная к размещению в рекламе информация озвучивается, то скорость озвучивания не должна будет препятствовать ее восприятию. Также вводится запрет на превышение уровня звука рекламы над уровнем звука телепрограммы, прерываемой рекламой. Еще одним нововведением станет запрет на звуковое сопровождение рекламы внутри салона транспорта общего пользования.

Новые требования вводятся для рекламы о трудоустройстве и учебе за пределами Республики Беларусь. Она должна будет в обязательном порядке содержать наименование или имя рекламодателя, его учетный номер плательщика, место нахождения или место жительства (место пребывания), контактные данные, а также:

  • номер лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;
  • информацию о требуемых профессиях (специальностях) и характере будущей работы

либо

  • наименование и место нахождения иностранной организации, предлагающей услуги по учебе за пределами Республики Беларусь, ее контактные данные;
  • информацию об образовательных программах с указанием специальностей, продолжительности, языка обучения;
  • информацию об условиях поступления и учебы либо ссылку на такую информацию в сети Интернет;
  • информацию об условиях и месте проживания обучающихся во время учебы за пределами Республики Беларусь.

Ограничения рекламы отдельных видов товаров

Дополнен перечень объектов, запрещенных к рекламированию:

  • путем распространения через почтовые ящики, телефонную связь – услуг, связанных с организацией похорон, и сопутствующих товаров, путем;
  • в детских передачах – лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, медицинской деятельности, БАДов, лотерей, рекламных игр, иных рекламных мероприятий, услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств;
  • табачных изделийнетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, кроме рекламы, размещаемой на сайтах организаций – производителей и импортеров в сети Интернет;
  • алкогольных напитков путем проведения конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации, кроме случаев мероприятий в маркетинговых целях в объектах общественного питания.

Дополнительные требования о согласовании наружной рекламы

Для рекламы, размещаемой в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, необходимо будет провести согласование с соответствующим подразделением ГАИ МВД.

Для рекламы, размещаемой в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, – согласование с владельцем автомобильной дороги; в месте пересечения республиканской и местной автомобильных дорог – согласование с владельцем республиканской автомобильной дороги.

Для рекламы, размещаемой на материальных историко-культурных ценностях категорий «0», «1», «2» или без категории – согласование с Министерством культуры.


Способы распространения рекламы

Вводится обязанность рекламодателей и рекламораспространителей обеспечить прекращение распространения рекламы через почтовые ящики по первому требованию его владельца. Это положение, однако, не коснется рекламы в СМИ (печатных, прежде всего) и на обратной стороне извещений о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. Также вводится запрет на распространение рекламы через телефонную, сотовую связь, электронную почту без предварительного письменного согласия получателя, которое должно быть оформлено в письменной форме.


Изменения вступят в силу через 6 месяцев после официального опубликования, то есть 7 июня 2021 года.

4 сентября 2025
Проект изменений в порядок проведения распродаж и реализации бывших в употреблении товаров
Проект изменений в порядок проведения распродаж и реализации бывших в употреблении товаров

Сцелью защиты потребителей от введения в заблуждение недобросовестными продавцами предлагается регламентировать порядок проведения распродаж и информирования покупателей о скидках и цене на товары, в частности:

  • при отсутствии законодательного запрета продавец может организовать распродажу товаров, если они уже предлагаются к продаже на обычных условиях, на них не установлены фиксированные или предельные минимальные цены, а дополнительно для непродовольственных товаров – цена без скидки не превышает самую низкую цену за последние 15 дней. Схожие требование установлены и для иных мероприятий, направленных на стимулирование продаж (например, рекламных игр, дегустаций или промоакций). Исключением в обоих случаях являются пищевые продукты, срок годности которых составляет менее 30 дней;
  • продавцы обязаны довести до сведения покупателей цены товаров со скидкой и без cкидки, а также все условия ее предоставления, если они имеются;
  • если распродажа товара проводится продавцом по согласованию с поставщиком товара за счет снижения отпускных цен последним, то процентный размер торговой надбавки продавца не должен быть больше ее размера, существовавшего до начала распродажи.

Новые и бывшие в употреблении меховые изделия, обувь, швейную и трикотажную одежду (за исключением белья) нельзя будет продавать на одном торговом объекте. Такое решение принято с целью поддержать отечественных производителей товаров, большую конкуренцию которым составляют бывшие в употреблении товары.

Другие изменения касаются размеров шрифтов, которыми должна указываться цена со скидкой (не более 2/3 от размера шрифта обычной цены) и информация о цене пищевых продуктов за 1 килограмм или 1 литр (не менее 1/2 размера шрифта за единицу товара).

4 сентября 2025
Усложняется доступ к государственным закупкам для ряда иностранных товаров
Усложняется доступ к государственным закупкам для ряда иностранных товаров

Дополняется перечень товаров иностранного происхождения, которые допускаются к процедуре госзакупок под условием наличия менее двух предложений о поставке таких товаров с территории ЕАЭС. Список изменяется путем включения товаров, использующихся в электротехнической и радиоэлектронной промышленности, а также одежды, медицинского оборудования и других.

Расширяется список документов, которые можно будет предоставить для подтверждения страны происхождения товара, в том числе в целях использования преференциальной поправки при проведении процедуры закупок.

Для товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, предусматривается возможность предоставления сертификата продукции собственного производства, выдаваемого Белорусской торгово-промышленной палатой. Участникам закупок, которые не являются производителями, в этом случае потребуется подтвердить правомочия на его использование (например, договором или доверенностью).

Для товаров из стран, которым в Республике Беларусь предоставлен национальный режим, подтверждением будет являться документ о происхождении, выданный в этих государствах или Белорусской торгово-промышленной палатой для участников-нерезидентов и резидентов соответственно.

Разрешается закупать из одного источника товары, цены на которые регулируются государством. Такие товары можно будет закупить напрямую у производителей. Исключением станут производители, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.

Дополняется перечень товаров иностранного происхождения, которые допускаются к процедуре госзакупок под условием наличия менее двух предложений о поставке таких товаров с территории ЕАЭС. Список изменяется путем включения товаров, использующихся в электротехнической и радиоэлектронной промышленности, а также одежды, медицинского оборудования и других.

Расширяется список документов, которые можно будет предоставить для подтверждения страны происхождения товара, в том числе в целях использования преференциальной поправки при проведении процедуры закупок.

Для товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, предусматривается возможность предоставления сертификата продукции собственного производства, выдаваемого Белорусской торгово-промышленной палатой. Участникам закупок, которые не являются производителями, в этом случае потребуется подтвердить правомочия на его использование (например, договором или доверенностью).

Для товаров из стран, которым в Республике Беларусь предоставлен национальный режим, подтверждением будет являться документ о происхождении, выданный в этих государствах или Белорусской торгово-промышленной палатой для участников-нерезидентов и резидентов соответственно.

Разрешается закупать из одного источника товары, цены на которые регулируются государством. Такие товары можно будет закупить напрямую у производителей. Исключением станут производители, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.

4 сентября 2025
БелТПП сможет относить промышленные товары к категории совместно произведенных в ЕАЭС
БелТПП сможет относить промышленные товары к категории совместно произведенных в ЕАЭС

Напомним, что промышленный товар относится к совместно произведенным, если в его производстве участвуют производители 2 и более государств ЕАЭС и выполняются следующие условия:

  • производители являются налоговыми резидентами государств ЕАЭС и осуществляют в этих государствах технологические операции по производству товара и/или его компонентов;
  • производители не осуществляют одни и те же технологические операции по производству товара;
  • основной производитель осуществляет на территории субсидирующего государства-члена необходимые технологические операции - в случае, если законодательством субсидирующего государства-члена установлено соответствующее требование (для справки: национальное законодательство государств-членов может устанавливать требование к получателям субсидии о выполнении на территории субсидирующего государства-члена технологических операций по производству товара). Национальное законодательство государств-членов может закреплять, что соответствующие технологические операции могут выполняться сопроизводителем;
  • совокупная процентная доля стоимости выполняемых сопроизводителями технологических операций по производству товара или стоимости производимых сопроизводителями составляющих (компонентов) товара в отпускной цене товара основного производителя составляет не менее 15%.

Работа по направлению совместно произведенной в ЕАЭС продукции продолжается и на национальном уровне. В частности, опубликован проект Положения, который наделяет БелТПП полномочиями оценивать выполнение белорусскими субъектами хозяйствования требований к признанию товара как совместно произведенного в ЕАЭС, а также выдавать соответствующие заключения со сроком действия до 1 года.

БелТПП сможет оценивать выполнение этих требований в отношении следующих категорий:

  • основных производителей – такие субъекты осуществляют основную часть технологических операций по производству товара;
  • сопроизводителей – такие субъекты выполняют только часть технологических операций по производству товара или его компонентов.

Пакеты документов, предоставляемых основными производителями и сопроизводителями, схожи, разница в одном документе – основной производитель в дополнение к пакету должен предоставить справку или калькуляцию, отражающую величину совокупной процентной доли стоимости выполняемых сопроизводителями технологических операций по производству товара или стоимости производимых сопроизводителями составляющих (компонентов) товара в отпускной цене товара основного производителя.

4 сентября 2025
Значительные изменения в законодательстве, регулирующем сферу лекарственных средств
Значительные изменения в законодательстве, регулирующем сферу лекарственных средств
4 сентября 2025
Совместно произведенная продукция в ЕАЭС: больше возможностей для экспорта
Совместно произведенная продукция в ЕАЭС: больше возможностей для экспорта

Общие правовые основы для применения таких мер устанавливаются в Договоре ЕАЭС. Эти меры включают страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза», рекламные мероприятия.

Совместно произведенной может признаваться продукция, которая изготавливается в рамках союзных кооперационных цепочек при участии в этом процессе производителей двух и более государств-членов ЕАЭС. То есть такая продукция должна производиться с использованием поставок сырья, материалов, узлов, деталей запасных частей, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих, технологически взаимосвязанных и необходимых для совместного изготовления конечной продукции. Пример совместно произведенной продукции – продукция белорусской автомобильной техники, карьерных самосвалов, в которых используются комплектующие российского производства.

Меры стимулирования экспорта совместно произведенной продукции установлены пока рекомендательно. Прорабатываются вопросы возможной компенсации части затрат, связанных с:

  • научно-исследовательской деятельностью;
  • процентной ставкой по кредитам на производство;
  • внедрением систем управления качеством на основе международных стандартов;
  • участием в выставочно-ярмарочной деятельности.

К таким мерам также могут отнести использование транспортно-логистической и портовой инфраструктуры государств-членов, возможное создание совместных испытательных лабораторий и центров.

По мнению ЕЭК наибольший экспортный потенциал имеет продукция следующих отраслей:

  • автомобилестроение (грузовые автомобили и автомобили специального назначения, автобусы);
  • легкая промышленность (лен-сырец, ткани льняные, кожа, шерсть);
  • древесина и изделия из дерева;
  • тяжелое машиностроение;
  • сельскохозяйственная техника;
  • электронное и оптическое оборудование;
  • промышленность строительных материалов;
  • химическая и нефтехимическая промышленность.

Ожидается, что рекомендация ЕЭК позволит стимулировать экспортную кооперацию и повышать конкурентоспособность производителей ЕАЭС на рынках за пределами Союза. Очевидно, что такие меры стимулирования затрагивают только территорию ЕАЭС и субъектам хозяйствования, производящим совместную продукцию, не стоит рассчитывать на применение каких-либо льгот (например, тарифных) в государстве экспорта. Тем не менее, введение перечисленных стимулов на территории ЕАЭС будет способствовать снижению издержек по освоению новых рынков, что особенно важно в сегодняшней экономической ситуации, связанной с эпидемией COVID-19. 

3 сентября 2025
Внесены изменения в закон «О естественных монополиях»
Внесены изменения в закон «О естественных монополиях»

Напомним, что естественной монополией является такое состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий невозможно или нецелесообразно из-за технологических особенностей производства и предоставления таких услуг (услуги аэропортов, ж/д транспорта, транспортировка газа, и так далее).

23 мая 2020 г. вступят в силу изменения в закон о них. Ключевые – в нашем обзоре.

У субъектов естественных монополий появится больше обязанностей в отношении ценовой политики – они не смогут:

- устанавливать цену, отличную от фиксированной;

- применять цены ниже предельной цены (тарифа) в случае установления нижнего предела цены;

- применять цены, которые определены с нарушением методологии и правил ее определения.

У населения появится возможность влиять на регулирование цен на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий. Посредством публичных слушаний – общественного обсуждения проекта цен (тарифов) за услуги естественных монополистов. Такие слушания могут проводиться в целях информирования потребителей о планируемом изменении цен (тарифов), изучения общественного мнения и получения предложений о планируемом изменении цен (тарифов). По общему правилу в таких слушаниях участвуют потребители, отраслевые органы и сами субъекты естественных монополий. Однако, по инициативе МАРТ, областных исполкомов и Мингорисполкома в таких слушаниях могут участвовать парламентарии, представители госорганов, профсоюзов, иные юридические лица.

Важно отметить, что теперь Совет Министров будет определять перечень услуг в сфере естественных монополий, правила доступа потребителей к таким услугам, по представлению отраслевых органов устанавливать порядок определения экономически обоснованной прибыли для установления цен (тарифов) на услуги естественных монополий.

Деятельность МАРТ в этой сфере будет более публичной: на сайте министерства будет располагаться информация о выявленных нарушениях законодательства о естественных монополиях, принятых мерах по их устранению, информация о проведении публичных слушаний.

Рассматривать заявления и жалобы по вопросам установления и применения регулируемых цен теперь смогут областные исполкомы и Мингорисполком. Они же проводят анализ формирования расходов (затрат) субъектов естественных монополий в рамках планирования и калькулирования данных расходов на оказание соответствующих услуг.

2 сентября 2025
Законопроект о саморегулируемых организациях: альтернатива госрегулированию?
Законопроект о саморегулируемых организациях: альтернатива госрегулированию?

Идея о введении этого института не нова: в целом, введение регулирования данной сферы обсуждалось с 2010 года. Более того, соответствующий механизм предусматривался законом 2015 года «О рынке ценных бумаг».

Что такое саморегулирование?

Это альтернатива государственному регулированию, когда представители предпринимательской и профессиональной сферы по своей собственной инициативе разрабатывают и устанавливают стандарты и правила определенного вида деятельности, а также осуществляют контроль за их соблюдением. Саморегулирование необходимо для достижения более высокой конкурентоспособности продукции и услуг, снижения различного рода издержек посредством выработки общих стратегий поведения на рынках, контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций с возможным применением механизмов ответственности. Институт саморегулируемых организаций впервые возник и получил широкое развитие в США и Англии.

К примеру, в США существует саморегулируемая организация с обязательным членством – Управление по регулированию финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority – FINRA). Это некоммерческая организация с широкой общественной миссией: защищать инвесторов США, создавая надежную индустрию ценных бумаг, основываясь на принципах справедливости и честности. Интересно, что для разрешения разногласий FINRA имеет 73 площадки для слушания дел по всей стране (по меньшей мере по одной в каждом штате, а также в Лондоне и Пуэрто-Рико). Законопроект белорусского закона не предусматривает ограничений на сферы, в которых может применяться саморегулирование. Следовательно, саморегулируемые организации могут создаваться в любых сферах: строительства и проектирования, рекламы, рынка ценных бумаг, перевозок, медицины, пищевой и перерабатывающей промышленности, и многих других.

Какие существуют требования к саморегулируемым организациям?

Во-первых, это исключительно некоммерческая организация. По общему правилу, она создается по инициативе не менее 10 не аффилированных субъектов и предпринимательской и (или) профессиональной деятельности. Такая организация должна самостоятельно установить стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности для конкретного вида деятельности (или характеристики товаров, работ, услуг), определить свои органы управления (в том числе орган, который будет рассматривать дела о применении мер воздействия в отношении членов саморегулируемых организаций), порядок членства, меры воздействия.

Положительные моменты саморегулирования

Нормы саморегулирования более гибкие и быстрее адаптируются к конкретным видам деятельности и позволяют оперативно закрыть имеющиеся пробелы законодательства. Со стороны участников таких организаций – большая возможность влиять на нормотворчество, более дешевый и эффективный механизм разрешения споров по сравнению с судебным. Со стороны государства – экономия бюджетных средств, разгрузка судебной системы.

2 сентября 2025

Написать нам

Надо текст. информацию только про актуальные новости и мероприятия

Написать нам

Надо текст. информацию только про актуальные новости и мероприятия