Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Фабрики и производство

Наша компания сопровождает самые знаковые объекты производственной индустрии как на национальном, так и на международном рынке – в кабельной, нефтяной, лесной промышленности, деревообработке, машиностроении, где успех бизнеса напрямую зависит от стратегических решений, многоуровневого управления рисками и безупречного соблюдения сложных регуляторных требований. 

Наша команда обладает уникальной экспертизой в сопровождении индустриальных компаний на всех этапах их деятельности: обеспечиваем стратегическое планирование и проектирование бизнес-модели, выстраиваем эффективные корпоративные структуры, сопровождаем ключевые сделки и инвестиционные проекты, обеспечиваем комплаенс и защиту активов, поддерживаем сложные трансграничные процессы, связанные с экспортом, импортом и локализацией производства. Наши клиенты получают стратегический консалтинг, индивидуальные решения и максимальный фокус на долгосрочных интересах.

Мы помогаем белорусским производителям расширяться на внутреннем рынке и выходить на международный уровень, строим партнерские отношения с мировыми игроками и сопровождаем транснациональные производственные холдинги. Мы гарантируем исключительную юридическую экспертизу для роста и устойчивости вашего бизнеса.

Елена Машонская Елена Машонская

Эксперт отрасли

Партнер
Менеджер по проектам

+375 29 3043411 em@arzinger.by
Дмитрий Боболя Дмитрий Боболя

Эксперт отрасли

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 3043411 dmb@arzinger.by
Владислав Корзун Владислав Корзун

Эксперт отрасли

Старший юрист

+375 29 3043411 vk@arzinger.by
Юлия Мацюк Юлия Мацюк

Эксперт отрасли

Старший юрист

+375 29 3043411 mj@arzinger.by
Илона Мищук Илона Мищук

Эксперт отрасли

Юрист

+375 29 3043411 im@arzinger.by
София Борисевич София Борисевич

Эксперт отрасли

Помощник юриста

+375 29 3043411 sb@arzinger.by

Чем мы можем помочь

Сопровождение экспортного финансирования в Беларуси

Для увеличения привлекательности товаров на внешних рынках белорусская компания может воспользоваться поддержкой в виде экспортного кредита,

когда стоимость товара экспортер получит сразу после его поставки, а иностранный покупатель будет выплачивать эту стоимость своему банку на протяжении нескольких месяцев.

Такая схема снижает риски белорусских компаний по неполучению оплаты и принудительному взысканию задолженности.

События отрасли

Меры поддержки экономики в сфере государственных закупок. Новое в сфере трудовых отношений
Меры поддержки экономики в сфере государственных закупок. Новое в сфере трудовых отношений

Так, если договор государственной закупки был расторгнут по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком / исполнителем), то заказчик может приобрести товары (работы / услуги) ежедневной или еженедельной потребности. К таким товарам (работам / услугам) Совет Министров относит топливную древесину, услуги в области лесного хозяйства, пищевые продукты, напитки, бумажные изделия хозяйственно-бытового назначения и туалетные принадлежности, лекарственные средства, нефтепродукты, услуги по продаже электроэнергии и др. Важно заметить, что к такой закупке применимы 2 условия:

  1. закупка должна производится из одного источника;
  2. объем приобретаемых товаров (работ/услуг) – в размере двухмесячной потребности.

Ограничено включение в список поставщиков (подрядчиков / исполнителей), временно не допускаемых к участию в государственных закупках. Так, включение в этот список не производится, если договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком / исполнителем) расторгнут в связи с:

  1. возникновением обстоятельств непреодолимой силы. Как мы помним, в Беларуси такие обстоятельства засвидетельствует БелТПП, зарубежом – уполномоченный орган;
  2. изменением курса белорусского рубля к одной из иностранных валют из корзины валют, установленных Нацбанком, более чем на 20% по сравнению с курсом, действовавшим на дату подачи предложения участником-победителем, проведения торгов (в случае электронного аукциона), заключения договора (в случае закупки из одного источника). При этом поставщик (подрядчик / исполнитель) обязан обосновать влияние такого обстоятельства на возможность исполнения им договора государственной закупки;

Совет Министров наделен правом определять специальный порядок осуществления государственных закупок.


Все указанные меры действуют с 26 апреля 2020 г. до особого решения Президента Республики Беларусь.


Новое в сфере трудовых отношений

Указом предоставлено право Нанимателю временно и без согласия работника осуществлять перевод к другому нанимателю или в другое структурное подразделение. Такой перевод возможен на срок до 3 месяцев (больший срок по согласованию с работником) в случае производственной необходимости, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической обстановки на деятельность Нанимателя. Изменять существенные условия труда наниматель может предупредив работника письменно за 1 календарный месяц. Следует отметить, что косвенно установлен запрет на уменьшение размера оплаты труда работников в связи с влиянием эпидемиологической обстановки. 

3 сентября 2025
Уступка требования в свете приостановки исполнения исполнительных документов согласно Указу №137
Уступка требования в свете приостановки исполнения исполнительных документов согласно Указу №137

Ограничивая возможности компаний из «недружественных» стран по принудительному взысканию долгов с белорусских должников, Указ при этом не запрещает путем уступки требования, не требующей по общему правилу согласия должника, произвести замену кредитора на резидента страны «дружественной», который под ограничения Указа №137 подпадать не будет. И хотя мы допускаем, что в будущем может появиться прямой или косвенный запрет на такие действия (например, в Указ будут внесены изменения), сегодня такого запрета нет, а значит такая опция может рассматриваться иностранными компаниями.

На что надо обратить внимание?

Валютное регулирование и ограничения

С уступкой требования может быть связана необходимость регистрации договора уступки права требования как валютного договора (при уступке требования нерезиденту, которое ≥ 4000 БВ, что на 27.04.2022 составляет около 45,5 тыс. EUR) или информирование Нацбанка о произошедшей уступке резиденту по уже зарегистрированному валютному договору (не позднее 15 числа месяца, следующего за уступкой). Следует также помнить про ограничения на расчеты в иностранной валюте между резидентами. 

Грамотный выбор момента замены стороны

В частности, замена кредитора на стадии исполнительного производства может быть невозможна, так как следуя положениям Указа № 137 судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство после его возбуждения в пользу резидента «недружественной» страны. 

Положения договора

Перед уступкой требования необходимо проверить, нет ли ограничений на этот счет согласно положениям договора или применимого законодательства. Напомним, что исходя из белорусских коллизионных нормсфера действия применимого права охватывает в том числе уступку требований в связи с договором.

8 сентября 2025
Указ №137 «Об исполнительных документах»
Указ №137 «Об исполнительных документах»

На кого распространяется Указ №137?

Приостановление касается только исполнительных документов, выданных в пользу резидентов «недружественных» иностранных государств.

Список «недружественных» иностранных государств установлен Постановлением Совета Министров №209 и включает Австралию, все государства - члены ЕС, Канаду, Лихтенштейн, Норвегию, Новую Зеландию, Албанию, Исландию, Македонию, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Черногорию, Швейцарию.

Под понятие «резидент» для целей Указа №137 подпадают:

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Беларуси + их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;

– ИП, зарегистрированные в иностранных государствах;

– организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Беларуси + их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;

– диппредставительства, консульские учреждения и иные представительства иностранных государств, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;

– международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами.

Какие исполнительные документы затронуты?

Указ никак не ограничивает виды исполнительных документов, на которые он распространяется. Соответственно, приостановление согласно Указу, скорее всего, касается всех видов исполнительных документов, включая судебные приказы, определения суда о судебном приказе, исполнительные надписи нотариусов.

Также, исходя из Указа, приостановление распространяется как на исполнительные документы, выданные до вступления в силу Указа, так и после.

Что подразумевает приостановление согласно Указу №137

Указом прямо установлено, что:

– банки и НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банки) отказывают в приеме платежных требований, оформленных на основании исполнительных документов, при отсутствии акцепта плательщика;


– платежные требования, направленные в банки для исполнения (обработки) до даты вступления в силу Указа, отзываются либо их исполнение приостанавливается в установленном законодательством порядке. 

Не вполне ясным с точки зрения содержания Указа остается вопрос о приостановлении исполнительных производств, возбужденных в пользу резидентов «недружественных» иностранных государств. Полагаем, что такие исполнительные производства также будут приостанавливаться в порядке, предусмотренном законом «Об исполнительном производстве» (т.е. судебный исполнитель приостановит исполнительное производство и прекратит взыскание задолженности в пользу резидента «недружественной» страны). 


Важные для иностранных взыскателей выводы:

– Указ не запрещает замену кредитора – резидента «недружественной» страны на иного кредитора, на которого Указ не распространяется. В связи с этим, например, резидент «недружественной» страны может уступить свое право требования к своему дочернему предприятию из России, которая в перечень «недружественных» стран не включена (и вряд ли будет). Однако мы допускаем, что впоследствии государственным органами могут быть предоставлены дополнительные разъяснения или принят детализирующий акт законодательства, ограничивающие такую возможность;


– Указ не предусматривает запрет на расчеты должника с кредитором – резидентом «недружественной» страны. Иными словами, должники все еще могут добровольно погашать задолженность в пользу резидентов «недружественных» стран;

– резиденты «недружественных» стран все еще могут обращаться в суд, арбитраж, к нотариусу для взыскания долга и получения исполнительного документа;

– Указ не запрещает возбуждение исполнительных производств в пользу резидентов «недружественных» стран (хотя после возбуждения исполнительное производство должно быть приостановлено). Возбуждение исполнительного производства в таких обстоятельствах может быть необходимо для того, чтобы стать в очередь должников, прервать срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

– приостановление согласно Указу не распространяется на исполнительные документы, выданные в пользу физических лиц.

8 сентября 2025
Новое в дистанционной работе
Новое в дистанционной работе

16 марта 2022 года IT компании Беларуси получили соответствующие разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В разъяснении отмечено, что несмотря на то, что требование о расторжении трудовых отношений в случае выезда дистанционного работника за границу законодательством о труде не установлено, данный вопрос относится к компетенции сторон трудового договора. Так, стороны могут ограничить дистанционную работу территорией Республики Беларусь.

Если ограничение договором не закреплено, работник может выполнять дистанционную работу, находясь за пределами Республики Беларусь.

На дату настоящей публикации в официальном комментарии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь речь идет о том, что трудовые отношения, возникшие на территории Республики Беларусь, осуществляются также на ее территории, за исключением случаев направления в служебную командировку либо на работу в учреждения Республики Беларусь за границей (в дипломатические, торговые и постоянные представительства, консульские учреждения и другие). В качестве правового обоснования Министерство ссылается на ст. 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) и п.1 ст. 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

Следовательно, впервые озвучена позиция, допускающая выполнение работы дистанционно, находясь за пределами Республики Беларусь.

Прием на дистанционную работу:

Для заключения трудового договора с дистанционным работником необходимо его личное присутствие по месту нахождения нанимателя. Не допускается заключение трудового договора удаленно, обмениваясь электронными документами, или через представителя по доверенности.

Помимо стандартных обязательных условий, трудовой договор, заключаемый с дистанционным работником, должен включать:

  • условие о том, что работа является дистанционной;
  • порядок и сроки обеспечения работника оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иным средствами (далее - оборудование);
  • размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование оборудования, если оно арендовано или принадлежит работнику, а также порядок возмещения иных расходов, связанных с выполнением дистанционной работы;
  • способы и периодичность рабочих контактов работника и нанимателя (в т.ч. порядок и сроки представления отчёта о выполненной работе);
  • условия обмена электронными документами и сообщениями в электронном виде (в т.ч. СМС, файлами и записями).

Переход работника на дистанционную работу возможен:

  1. По соглашению сторон. Инициатива может исходить как от работника, так и от нанимателя, требуется заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.
  2. В одностороннем порядке. Статья 32 ТК закрепляет право нанимателя предложить работнику выполнение работы дистанционно в одностороннем порядкев связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Продолжение работы с изменившимися существенными условиями труда требует согласия работника с последующим заключением дополнительного соглашения к трудовому договору. В случае отказа трудовой договор прекращается.

Подводя итоги, отметим следующее:

  1. Работник может выполнять дистанционную работу, находясь за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено трудовым договором.
  2. Нарушение работником требования трудового договора о выполнении обязанностей в пределах Республики Беларусь может стать основанием для увольнения по инициативе нанимателя.
  3. Личное присутствие работника по месту нахождения нанимателя при заключении трудового договора с условием о дистанционной работе обязательно.
  4. При дистанционной работе трудовой договор должен содержать дополнительный список условий.

Переход работника на дистанционную работу возможен либо по соглашению сторон, либо через процедуру изменения существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинам (ст. 32 ТК).

8 сентября 2025
Белорусский ответ на санкции Запада
Белорусский ответ на санкции Запада


Мы внимательно следим за развитием ситуации и просим уведомить нас, если вам нужны более подробные

разъяснения по механике нового регулирования и ответы на вопросы, интересующие конкретно вас.

Указ содержит как ряд мер, направленных на поддержание белорусской экономики и бизнеса в сложных условиях, так и ответные ограничения в отношении лиц государств, совершающих недружественные действия*.

*Перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских

юридических и физических лиц будет определен Советом Министров Республики Беларусь.

Указ №93 содержит перечень инструментов, к которым Правительство может прибегать в случае необходимости для стабилизации экономической ситуации и минимизации негативных последствий ограничительных мер, например:

  • изменение размера отчислений резидентов ПВТ в пользу администрации ПВТ (на данный момент составляет 1% от выручки);
  • предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе в индивидуальном порядке;
  • продление до 3 лет сроков и условий реализации инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;
  • изменение ставок консульского сбора в отношении некоторых консульских действий.

Помимо этого, Указ предоставляет право государственным органам принимать меры в отношении лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и физических лиц, включая (перечень не исчерпывающий):

  • ведение штрафных санкций/сборов за досрочное расторжение договоров аренды (лизинга), кредитных договоров, договоров займа, аналогичных соглашений, инициированное такими лицами;
  • приостановление исполнения международных соглашений Беларуси об избежании двойного налогообложения;
  • изменение ставок налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, при выплате в пользу иностранных организаций из государств, совершающих недружественные действия. Такой порядок может применяться к роялти, долговым обязательствам, дивидендам, а также к доходам от отчуждения недвижимости в Беларуси, предприятия как имущественного комплекса, ценных бумаг, долей в уставном фонде белорусских организаций (а также доходов, выплачиваемых участнику при выходе из такой организации);
  • запрет на отчуждение лицами из государств, совершающих недружественные действия, долей (акций) в уставных фондах юридических лиц Республики Беларусь;
  • разрешение исполнения обязательств в национальной валюте (белорусских рублях) перед иностранными кредиторами в случае принятия в отношении Республики Беларусь недружественных мер, сопровождающихся приостановкой финансирования и реализации проектов или отсутствием технической возможности проведения расчетов в иностранной валюте.

Полномочия государственных органов, предоставленные Указом, не означают, что все эти меры будут приняты и при этом одномоментно: вполне вероятно, что Советом Министров будут применяться точечные меры реагирования в зависимости от дальнейшего развития ситуации.


Практика применения ответных мер будет формироваться на основании подзаконных актов Совета Министров, которые на данный момент либо не подписаны, либо не опубликованы. Бизнесу в данном случае рекомендуем совместно с белорусскими юристами взвешенно оценить нормативную базу и механику действия Указа до принятия важных бизнес-решений.

8 сентября 2025
Новыми регламентами установлен порядок получения согласия МАРТ на сделки и иные действия
Новыми регламентами установлен порядок получения согласия МАРТ на сделки и иные действия

Новыми регламентами установлен перечень документов, необходимых для предоставления в МАРТ для совершения административной процедуры, утверждены формы типовых документов (заявлений, сведений об основных видах деятельности заявителя, сведений о группе лиц), требования, предъявляемые к документам, форма которых не установлена.

Особенность административных регламентов состоит в том, что они содержат полезную информацию об особенностях совершения административной процедуры: пояснения, где найти требующие согласования МАРТ действия, какой порядок обжалования решения МАРТ, какие есть четкие основания для отказа в совершении процедуры.

Полагаем, данное нововведение скажется позитивным образом на транспарентность и понятность процедуры для субъектов хозяйствования, позволит избежать ошибок хозяйствующих субъектов при подготовке пакета документов для получения согласия МАРТ на совершение тех или иных действий, что позволит существенно сократить сроки получения разрешений*, избежать дополнительных издержек.

Справочно: В случае отказа со стороны МАРТ по причине подачи неполной или недостоверной информации, помимо трудозатрат на переподготовку документов, повторная подача означает, что срок административной процедуры в 30 дней по получению согласия МАРТ начнет течь с начала, что может сдвинуть запланированные бизнес-процессы.

Постановление вступает в силу 27 марта 2022 года, а ранее действующие инструкции о порядке выдачи разрешений МАРТ утрачивают силу.

8 сентября 2025
Проект Кодекса гражданского судопроизводства
Проект Кодекса гражданского судопроизводства

Справочно. С 1 января 2014 года начала действовать единая система судов общей юрисдикции, в которой были объединены общие и экономические суды.

Создан единый процессуальный регламент

Аналогично по структуре ГПК и ХПК, КГС состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части находятся единые общие положения: единая терминология; единый порядок представления доказательств; единый порядок доказывания и др.

В Особенной части расположены единые правила возбуждения производства по делу, единые правила пересмотра судебных постановлений и др.

При обжаловании судебных постановлений предусматривается переход всех судов к пересмотру судебных постановлений в трех судебных инстанциях: апелляционной, кассационной, надзорной.

Функции апелляционных инстанций экономических судов передаются вновь учреждаемому единому для всей Беларуси Апелляционному экономическому суду. При этом, среди прочего, вводится возможность апелляционного порядка пересмотра решений Верховного Суда Республики Беларусь.

В ГКС, наряду с созданием единого процессуального регламента, появились новшества, среди которых можно выделить:

Расширение способов примирения

В КГС расширен перечень способов примирения по делам искового производства:

  • примирение сторон при содействии медиатора;
  • урегулирование спора путем переговоров сторон при содействии их адвокатов.

Также закреплена возможность и способы примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Новый институт коллективных исков

Институт коллективных исков является новым и предусматривает:

  • наличие общего по отношению к каждому члену группы ответчика;
  • общие либо однородные права и законные интересы членов группы в качестве предмета спора;
  • права и законные интересы членов группы лиц и обязанности ответчика основаны на схожих фактических обстоятельствах;
  • всеми членами группы лиц используется одинаковый способ судебной защиты.

Новый вид гражданского судопроизводства

В проекте КГС появляется новый вид гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом без проведения судебного заседания и вызова сторон в тридцатидневный срок после возбуждения производства по делу. Круг дел, которые можно рассмотреть в порядке упрощенного производства, ограничен ценовым порогом. Цена иска для граждан не должна превышать 300 базовых величин, для юридических лиц – 1000 базовых величин.

Таким образом, КГС можно назвать продолжением создания единой системы судов общей юрисдикции, где наряду с созданием единого процессуального регламента рассмотрения гражданских и экономических дел введен ряд новшеств как для ГПК, так и для ХПК.

8 сентября 2025
Проект Кодекса гражданского судопроизводства
Проект Кодекса гражданского судопроизводства
Справочно. С 1 января 2014 года начала действовать единая система судов общей юрисдикции, в которой были объединены общие и экономические суды.

Создан единый процессуальный регламент

Аналогично по структуре ГПК и ХПК, КГС состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части находятся единые общие положения: единая терминология; единый порядок представления доказательств; единый порядок доказывания и др.

В Особенной части расположены единые правила возбуждения производства по делу, единые правила пересмотра судебных постановлений и др.

При обжаловании судебных постановлений предусматривается переход всех судов к пересмотру судебных постановлений в трех судебных инстанциях: апелляционной, кассационной, надзорной.

Функции апелляционных инстанций экономических судов передаются вновь учреждаемому единому для всей Беларуси Апелляционному экономическому суду. При этом, среди прочего, вводится возможность апелляционного порядка пересмотра решений Верховного Суда Республики Беларусь.

В ГКС, наряду с созданием единого процессуального регламента, появились новшества, среди которых можно выделить:

Расширение способов примирения

В КГС расширен перечень способов примирения по делам искового производства:

  • примирение сторон при содействии медиатора;
  • урегулирование спора путем переговоров сторон при содействии их адвокатов.

Также закреплена возможность и способы примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Новый институт коллективных исков

Институт коллективных исков является новым и предусматривает:

  • наличие общего по отношению к каждому члену группы ответчика;
  • общие либо однородные права и законные интересы членов группы в качестве предмета спора;
  • права и законные интересы членов группы лиц и обязанности ответчика основаны на схожих фактических обстоятельствах;
  • всеми членами группы лиц используется одинаковый способ судебной защиты.

Новый вид гражданского судопроизводства

В проекте КГС появляется новый вид гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом без проведения судебного заседания и вызова сторон в тридцатидневный срок после возбуждения производства по делу. Круг дел, которые можно рассмотреть в порядке упрощенного производства, ограничен ценовым порогом. Цена иска для граждан не должна превышать 300 базовых величин, для юридических лиц – 1000 базовых величин.

Таким образом,КГС можно назвать продолжением создания единой системы судов общей юрисдикции, где наряду с созданием единого процессуального регламента рассмотрения гражданских и экономических дел введен ряд новшеств как для ГПК, так и для ХПК.

8 сентября 2025
Разъяснены особенности обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью
Разъяснены особенности обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью

Общие правила обработки персональных данных

Вне зависимости от целей обработки, все операторы* должны соблюдать общие принципы обработки персональных данных, включая:

  • ограничить обработку персональных данных достижением конкретных, заранее заявленных законных целей;
  • обеспечить соответствие содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям их обработки;
  • хранить персональные данные в форме, позволяющей идентифицировать субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют заявленные цели обработки персональных данных.

* Напомним, в законодательстве о персональных данных под операторами понимаются государственные органы,белорусские и иностранные организации, физические лица, в том числе ИП, самостоятельно или совместноорганизующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных.

Когда нужно согласие на обработку данных?

Белорусское законодательство допускает случаи, когда оператор вправе обрабатывать персональные данные без согласия субъекта. Некоторые подобные исключения предусмотрены и для трудовой сферы.

Кандидаты на трудоустройство

Отбор кандидатов, как правило, начинается с рассмотрения резюме. Если наниматель получает резюме по электронной почте, то он должен позаботиться о получении согласия на обработку данных соискателя. В иных случаях, отмечает Центр, обработка резюме может попасть в исключение и согласие не понадобится.

Обработка без согласия субъекта может происходить при оформлении трудовых отношений, но только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, например:

  • предъявление документов для заключения трудового договора согласно статье 26 Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • предоставление медицинской справки о состоянии здоровья, если прохождение предварительного медицинского осмотра обязательно;
  • запрос характеристики с предыдущего места работы и др.

Работники

Аналогичное правило применяется и к обработке данных уже нанятых работников в рамках осуществления трудовой деятельности, а также родственников работников. При этом законодательство не всегда устанавливает формы документов или точные перечни данных, которые праве обрабатывать наниматель. В случае, когда компания самостоятельно разрабатывает формы документов, важно соблюдать общие принципы обработки персональных данных и исключить обработку избыточных данных работника.

Помимо прочего, согласие на обработку данных работника не нужно в следующих случаях:

  • заполнение и хранение трудовой книжки, личных дел, табелей использования рабочего времени;
  • выдача расчетных листков, командировочных удостоверений;
  • выплата заработной платы, иных компенсаций;
  • предоставление трудовых отпусков;
  • реализация мер по исполнению нанимателями обязанностей рационально использовать труд и создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени работников (например, ведение телефонных справочников с указанием ФИО, должности, рабочего телефона работников);
  • награждение работников грамотами, благодарностями, занесения на Доску Почета и др.

Передача данных третьим лицам

В некоторых предусмотренных законом случаях передача данных работников, в том числе бывших, также может быть осуществлена без их согласия. Это касается случаев, когда имеет место:

  • предоставление документов и информации по запросу налоговых органов;
  • направление информации при исполнении обязанностей по ведению воинского учета;
  • предоставление сведений для ведения персонифицированного учета;
  • предоставление сведений, необходимых для начисления пенсий, сведений о приеме на работу и увольнении пенсионеров.

Центр подчеркивает, что уполномоченные органы при направлении запроса о предоставлении персональных данных должны указывать правовые основания запроса, цель обработки, содержание и объем запрашиваемых персональных данных, а при необходимости прикладывать форму согласия.

В противном случае нанимать должен получить предварительное согласие работника на передачу его персональных данных.

8 сентября 2025
Евразийский патент на промышленный образец
Евразийский патент на промышленный образец

Протокол является поправкой к Конвенции, учреждающей евразийскую патентную систему. Основное назначение Конвенции – обеспечение возможности получения охраны изобретений на основе единого евразийского патента, действующего на территории всех государств – участников Конвенции. Теперь же получить евразийский патент можно будет и на промышленный образец.

Справочно: в настоящее время участниками Конвенции являются 8 государств – Азербайджанская Республика,Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, РоссийскаяФедерация, Республика Таджикистан, Туркменистан.

Зачем это нужно

Протокол позволит правообладателю получить «зонтичную» охрану прав на промышленный образец во всех странах – участницах Протокола, подав заявку на получение патента лишь единожды. Это не только ускорит всю процедуру, но и позволит экспортерам работать на евразийском пространстве, не боясь нарушения своих прав на промышленную собственность.

Текущий порядок

Напомним, что охрана промышленного образца имеет территориальный характер – это означает, что охрана ограничена той страной или регионом, где правообладатель зарегистрировал промышленный образец.

Сейчас существуют 3 способа обеспечения охраны ваших промышленных образцов за границей:

  1. Национальная процедура: получение охраны путем подачи заявок отдельно в национальные ведомства каждой страны. Более сложный и дорогостоящий способ, т.к. потребуются перевод заявки на национальные языки, уплата пошлин и вознаграждения патентным поверенным;
  2. Региональная процедура: если правообладатель заинтересован в получении правовой охраны в ряде стран, которые являются участницами региональных соглашений, то возможно подать одну заявку. В таком случае охрана будет действовать на территории всех стран регионального соглашения;

Справочно: здесь вы найдете список национальных и региональных ведомств.

  1. Международная процедура: компании, желающие зарегистрировать промышленные образцы в нескольких странах (не являющихся сторонами одного регионального соглашения), могут подать из страны участницы Гаагского соглашения одну международную заявку, и в этом случае промышленный образец может получить охрану в странах по выбору правообладателя.

Что белорусы могут теперь

Протокол предоставляет возможность получить единый евразийский патент на промышленный образец, который будет действовать на территории всех указанных выше государств.

Заявку на выдачу евразийского патента на промышленный образец заявителям нужно будет подать только в свое национальное патентное ведомство (для Беларуси – НЦИС), которое, после ее рассмотрения, перешлет в евразийское ведомство (при условии уплаты евразийской патентной пошлины – размер смотрите на сайте Евразийской патентной организации).

Срок действия евразийского патента на промышленный образец составляет 5 лет с даты подачи евразийской заявки на промышленный образец. Он может продлеваться каждый раз на 5 лет, но в целом не должен превышать 25 лет с даты подачи заявки.

Для Республики Беларусь Протокол вступит в силу через 3 месяца после сдачи депозитарию на хранение акта о присоединении (ориентировочно во втором квартале 2022 года).

8 сентября 2025

Написать нам

Надо текст. информацию только про актуальные новости и мероприятия

Написать нам

Надо текст. информацию только про актуальные новости и мероприятия